Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
Содержание Мораль
 
   

Так как для общественного сознания характерны отражение субъекта как субъекта и воздействие на людей как субъектов, а это отражение и воздействие осуществляются в действии и при помощи чувств и мышления, то общественное сознание расчленяется на три основные формы в зависимости от преобладания того или иного из этих трех моментов:

  • действия,
  • чувства,
  • мышление.

Действия.

Что же собой представляет та форма общественного сознания, в функционировании которой преобладает влияние действий, или, иначе говоря, в которой оформление общественного сознания происходит при преобладающем влиянии действия?

Речь идёт о действиях личностей, о действиях сознающих и самосознающих индивидов, то есть индивидов, выделяющих себя из коллектива и так или иначе сознающих и своё выделение из коллектива, и свою связь с ним. Кроме того, речь, естественно, идёт о действиях индивидов по отношению к другим индивидам и коллективу, о действиях, направленных на других индивидов и на коллектив в целом (или о действиях, направленных на преобразование природы, но постольку, поскольку эти действия влияют непосредственно на других индивидов, на коллектив).

Действия индивидов определяются прежде всего и главным образом необходимостью удовлетворения биологических потребностей, тем или иным местом в производительном отношении к природе и в производственных отношениях. Их материальное положение, их место в материальной общественной среде определяет их материальный интерес.

Говоря о материальном интересе, мы имеем в виду общественный интерес, поскольку он с необходимостью определяется материальным положением, местом в материальной общественной среде. Так как общество есть не только и не просто сумма индивидов, а органическое целое, то у общества как целого есть материальные интересы, не сводимые к материальным интересам отдельных индивидов или даже просто к одинаковым интересам всех отдельных индивидов, взятых в качестве просто суммы индивидов.

Если общество разделяется на части (классы, слои, группы и т. п.) по их материальному положению, то каждая из этих частей сама может быть меньшим целым и обладать материальными интересами, присущими им (частям общества) именно как таким целым.

Материальные интересы с необходимостью определяют действия, как индивидов, так и частей общества. Но, как мы уже отмечали, эта необходимость действий определяет их (действий) пределы. В пределах же, определенных каждый раз с необходимостью, возможен спектр различных действий. Поскольку материальное положение индивидов, общества, его частей не есть нечто неизменное, постольку изменяются и материальные интересы.

Человек действует как сознающий (и самосознающий) индивид. Поэтому он может выбирать различные возможные действия в спектре, определенном его материальными интересами.

Часть общества, действующая как целое, и всё общество, действующее как целое, также могут выбирать различные действия в спектре, определенном их материальными интересами.

Эти действия могут приносить либо пользу, либо вред (польза и вред могут различаться по степени).

Общественное сознание не сводится ни к индивидуальному сознанию, ни к простой сумме сознаний всех индивидов. Однако общественное сознание и не существует в отрыве от индивидуального сознания, от сознающих индивидов. Общественное сознание есть связь индивидов как сознающих (и самосознающих) индивидов.

Именно общественное сознание способно объединить группу людей с общими материальными интересами в единый общественный класс.

Следовательно, форма общественного сознания, фиксируемая через призму действий сознающих (и самосознающих) индивидов, есть форма связи сознающих и (самосознающих) индивидов друг с другом, фиксируемая через призму их действий, форма именно связи, а не просто одинаковости изолированных индивидов.

При такой форме общественного сознания действия осознаются и совершаются с точки зрения их пользы и вреда для других индивидов, для связи индивидов, то есть для индивидов, объединенных в целое.

Полезность действий людей как сознающих (и самосознающих) индивидов для наилучшего сохранения и развития человечества как целого есть добро в его наивысшем развитии.

Вредность действий людей как сознающих (и самосознающих) индивидов для сохранения и развития человечества в целом есть зло в его наивысшем развитии.

Внутри действий (как формы общественного сознания) можно в свою очередь различить, что по преимуществу относится к содержанию действий, а что к форме этих действий.

Сначала о содержании внутри этой формы:

  1. Действия индивида могут быть направлены на пользу другого индивида, или части общества, или всего общества в целом, и вместе с тем они могут быть полезны самому индивиду.
  2. Действия индивида могут быть направлены на пользу другого индивида, или части общества, или всего общества, и вместе с тем они могут быть вредны самому индивиду.
  3. Действия индивида могут быть направлены во вред другому индивиду, или части общества, или всему обществу, и вместе с тем они могут быть полезны самому индивиду.
  4. Действия индивида могут быть направлены во вред другому индивиду, или части общества, или всему обществу, и вместе с тем они могут быть вредны самому индивиду.

Возможны переплетения этих случаев в различных отношениях и в разных ситуациях. Действия осуществляются в рамках противоположности добра и зла.

В основе всех этих действий лежат материальные интересы, их одинаковость или неодинаковость, их связи, различия, противоположности, противоречия. Но как сознающий (и самосознающий) индивид, стремящийся своими действиями принести пользу или вред другому индивиду (другим индивидам), части общества или всему обществу в целом, человек действует преимущественно в рамках общественного сознания.

И часть общества, и всё общество представляют собой целые, не сводимые ни друг к другу, ни к отдельным индивидам, ни к сумме индивидов. Следовательно, добро и зло с точки зрения сугубо индивидуальной, добро и зло с точки зрения части общества как особой целостности и добро и зло с точки зрения всего общества как целого не сводимы друг к другу.

Говоря о добре и зле с этих точек зрения, мы приходим к понятию морали как форме проявления действий.

 
Содержание Мораль
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум