Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
I. Формы общественного сознания. Содержание Политика
 
 
 

Необходимость добра и зла с точки зрения отдельного индивида, с точки зрения разных индивидов, с точки зрения части общества как особой целостности и всего общества как целого служит основанием для существования долга. Так как сознание есть по своей сути общественное явление, то и долг – явление общественное. Долг – требование действия в соответствии с добром, поскольку это добро не совпадает непосредственно с сугубо индивидуальной пользой. Действия в соответствии с сугубо индивидуальной пользой, совершаемые сознающим (и самосознающим) индивидом, не есть добро, ибо добро отсутствует, если нет действия сознающего (и самосознающего) индивида, направленного на пользу существования другого индивида (или индивидов) как общественного существа.

Следовательно, долг – это внешнее требование действия в соответствии с добром. Человек может или сам выбрать исполнение долга или быть к этому принуждён. Если действие в соответствии с добром усваивается индивидом, пропускается через его внутренний мир и образуется потребность в его совершении, то у человека формируется совесть. Совесть есть внутренняя потребность личности (индивид, не являющийся личностью, не может иметь совести) в совершении действий в соответствии с добром.

Отсюда видно, что долг и совесть существуют всегда, когда существует общество, они необходимы для существования общества, у изолированного индивида они невозможны, и образуются у сознающих (и самосознающих) индивидов в процессе их участия в жизни общества.

Материальным основанием добрых действий служат одинаковость и главным образом единство, связь материальных интересов.

Материальным основанием злых действий служат неодинаковость, различие и главным образом противоположность и противоречие материальных интересов.

Но, как уже отмечалось, это – основание, к которому действия, их выбор не сводятся, ибо добрые и злые действия есть действия сознающих (и самосознающих) индивидов.

Тем не менее, если в обществе преобладают одинаковость и единство материальных интересов (социализм, коммунизм), то в нём преобладают добрые действия, если в обществе преобладают неодинаковость, различие, а тем более противоположность и противоречия материальных интересов (все эксплуататорские формации, включая капитализм), то в нём преобладают злые действия.

Конечно, коль скоро материальные интересы индивидов как индивидов, даже если они одинаковы у всех индивидов, никогда не могут быть полностью сведены к материальным интересам общества как целого, то всегда сохраняется материальное основание для злых действий.

Но имеется колоссальная разница между таким состоянием общества, когда материальный интерес общества, хотя и не сводится полностью к непосредственному интересу индивида, отличается от него, но в конечном итоге не противоречит ему и оказывается опосредованным материальным интересом индивида и таким состоянием общества, когда материальный интерес общества или части общества противоположен, противоречит непосредственному материальному интересу индивида.

На тех этапах истории человечества, когда развитие общества происходит преимущественно путем раскола общества на противоположные и противоречащие части, имеющие противоположные и противоречащие интересы, развитие добра всё же происходит, но происходит в общем и целом не непосредственно, а через его отрицание злом, через осуществление зла, то есть через свою противоположность. Непосредственно и ближайшим образом господствует зло, но преобладание зла необходимо в конечном счёте для развития добра и как подготовка к преобладанию добра, более того, когда существование эксплуатации исторически необходимо, добро осуществляется в общем и целом через осуществление зла, через осуществление своей противоположности.

Поскольку общество развивается в целом и как целое прогрессивно, постольку всегда в конечном счёте доминирует добро. И тем не менее непосредственно на тех или иных стадиях прогрессивного развития человечества это развитие может с необходимостью происходить через осуществление и развитие зла, через непосредственное доминирование зла.

Осуществление в конечном счёте добра через непосредственное осуществление господства зла происходит при наличии противоположности и противоречия в обществе материальных интересов и противоположности, противоречий материальной деятельности носителей таких интересов. Тогда то, что есть добро с точки зрения носителей одних материальных интересов, оказывается злом с точки зрения носителей противоположных и противоречащих интересов. И наоборот.

Высшее добро, то есть добро с точки зрения развития всего человечества, опосредствовано этой противоположностью и осуществляется постольку, поскольку те или иные из противоположных и противоречащих интересов совпадают с интересами всего человечества в целом. А именно, именно, классовые интересы пролетариата в канун пролетарской революции и при построении коммунизма не только объективно совпадают с интересами всех трудящихся, но и с интересами всего человечества в целом.

Отказ представителей одних материальных интересов следовать тому, что есть добро, и следование тому, что есть зло, с точки зрения носителей противоположных и противоречащих материальных интересов становятся правилом при расколе общества на носителей противоположных и противоречащих материальных интересов.

Тут имеет место борьба носителей противоположных и противоречащих материальных интересов. Рассмотрение общественного сознания под углом зрения формы, в которой общественное сознание предстаёт прежде всего через призму действий сознающих (и самосознающих) индивидов, обнаруживает, что при единстве материальных интересов эта форма существует в одном проявлении: как добрые или злые действия при опосредствованном и непосредственном преобладании добрых действий.

Такое единство материальных интересов всего общества возможно только в коммунистической формации.

Иное дело при доминировании в обществе противоположных и противоречащих материальных интересов. Здесь названная форма общественного сознания имеет уже не одно (мораль), а три необходимых проявления. К уже отмеченному проявлению (мораль) присоединяются ещё два проявления, связанные именно с наличием противоположных, противоречащих материальных интересов, - политика и право.

Но прежде чем говорить о политике и праве, отметим еще одно немаловажное обстоятельство. Рассматриваемая форма общественного сознания выступает в виде особой формы потому, что общественное сознание предстаёт прежде всего через призму действий сознающих (и самосознающих) индивидов, а не через призму главным образом чувств или главным образом мыслей.

Однако действия сознающих (и самосознающих) индивидов представляют собой всегда действия чувствующих и мыслящих индивидов. С точки зрения рассматриваемой формы общественного сознания не происходит полного отвлечения от чувств и мыслей, они необходимо присутствуют, но доминирует рассмотрение через призму действия.

В первом из рассмотренных проявлений этой формы, то есть в морали, главное - моральный (или аморальный) поступок, моральное (или аморальное) действие. Но мораль не сводится только к действию. Это - действие либо в соответствии с чувством, эмоциями, переживанием, либо в соответствии с мыслями, пониманием вредности или полезности такого действия, либо в соответствии с тем и другим. Таким образом, в области морали можно различить моральные (или аморальные) действия, моральные (или аморальные) чувства, моральные (или аморальные) мысли. Например, действия в соответствии с совестью есть действия в соответствии непосредственно и по преимуществу с моральным чувством, переживанием, нежели с моральными мыслями. Действия же в соответствии с долгом как таковым есть действия в соответствии непосредственно по преимуществу с моральными мыслями. Конечно, у человека нет ни чувств, эмоций, переживаний в полном отрыве от мыслей, ни мыслей в отрыве от чувств, эмоций, переживаний, можно говорить лишь о том или ином преобладании того или другого. Так различаются художественный и мыслительный типы людей. По нашему мнению, для людей художественного типа характерно моральное поведение преимущественно в соответствии с совестью, а для людей мыслительного типа - преимущественно в соответствии с долгом как таковым.

Широко распространено мнение, что если не для всего общественного сознания, то уж во всяком случае для морали характерен ценностный, оценочный подход. Следовательно, скажем, моральное (или аморальное) суждение есть главным образом оценочное суждение. Нам такое мнение представляется не только ложным, но и антинаучным. И вот почему.

Сама терминология «ценность», «оценка» и т.п. выросла при капитализме, в мире стоимостных отношений и цены как формы выражения стоимости, в мире, где непосредственно на первый план выступает количественная определенность меновых стоимостей.

Всякое сознание предполагает сравнение людей друг с другом, сравнение сознающим (и самосознающим) индивидом себя с другими людьми, т. е. приравнивание людей друг к другу. Однако главным приравнивание людей друг к другу стало в обществе, где господствует обмен продуктами труда, производства, где, следовательно, стоит на первом плане приравнивание различных вещей друг к другу, а так как рабочая сила тут наиболее существенный товар, вещь, имеющая стоимость, то происходит приравнивание рабочих сил различных людей. Поэтому и в общественном сознании на авансцену выступает идея равенства, то есть идея одинаковости изолированных индивидов (а не идея различия объединенных людей).

Напротив, в обществе, в котором доминирует единство материальных интересов, главным становится не одинаковость различных изолированных друг от друга людей, а единство, связь людей через их отличие друг от друга. Людей как личностей связывает главным образом не то, что каждый из них и чем-то одинаков с другими, но то, что каждый из них своеобразен в качестве личности и тем интересен для других. Следовательно, выбор морального действия совершается тут главным образом не сравнением различных ценностей друг с другом, главным образом не соответственно шкале ценностей, то есть не соответственно чему-то внешнему, навязанному индивиду. А как то, что способствует его собственному развитию и вследствие этого развитию других людей как отличных от него, как своеобразных личностей, то есть выбор морального действия происходит главным образом как внутренняя необходимость принесения пользы другим людям, ибо только через это оказывается возможным собственное развитие в главном, основном.

Парадоксально, но факт, что если люди по преимуществу изолированы друг от друга материальными интересами, то их связь осуществляется преимущественно через установление одинаковости изолированных индивидов, а отсюда и в общественном сознании преобладает стремление людей быть либо одинаковыми, похожими друг на друга, либо выделиться своей, полной внешней непохожестью при внутренней одинаковости.

Если же в обществе люди по преимуществу объединены друг с другом материальными интересами в целое, то их связь осуществляется по преимуществу через их отличие, как от целого, так и друг от друга. Отсюда и в общественном сознании преобладает стремление людей быть самими собой, своеобразными, отличными от других людей, но не ради чего-то внешнего, а ради глубинного развития себя и других людей.

«…Когда нам говорят о нравственности, мы говорим: для коммуниста нравственность вся в этой сплоченной солидарной дисциплине и сознательной массовой борьбе против эксплуататоров. Мы в вечную нравственность не верим и обман всяких сказок о нравственности разоблачаем. Нравственность служит для того, чтобы человеческому обществу подняться выше, избавиться от эксплуатации труда.

Чтобы это осуществить, нужно то поколение молодежи, которое начало превращаться в сознательных людей в обстановке дисциплинированной отчаянной борьбы с буржуазией. В этой борьбе оно воспитает настоящих коммунистов, этой борьбе оно должно подчинить и связать с ней всякий шаг в своем учении, образовании и воспитании. Воспитание коммунистической молодёжи должно состоять не в том, что ей подносят всякие усладительные речи и правила о нравственности. Не в этом состоит воспитание. Когда люди видели, как их отцы и матери жили под гнётом помещиков и капиталистов, когда они сами участвовали в тех муках, которые обрушивались на тех, кто начинал борьбу против эксплуататоров, когда они, видели, каких жертв стоило продолжить эту борьбу, чтобы отстоять завоеванное, каким бешеным врагом являются помещики и капиталисты, - тогда эти люди воспитываются в этой обстановке коммунистами. В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма. Вот в чем состоит и основа коммунистического воспитания, образования и учения. Вот в чём состоит ответ на вопрос, как надо учиться коммунизму…» (В.И. Ленин. Задачи союзов молодёжи).

 

Внутреннее единство есть единство различного, единство через различие. Сознание как отражение внутреннего единства людей есть сознание людей как единых в своем различии. Что касается морального действия, морального поступка, моральных чувств и моральных мыслей, то к ним тогда главным образом подходят не так, что одни действия (чувства, мысли) с точки зрения оценки других людей или общества лучше или хуже, более или менее ценны. То есть подходят не с внешней меркой, не с эталоном, находящимся вне личности, а главным образом так, что моральное действие входит в самое ядро личности, моральность личности совпадает с развитием индивида в качестве личности.

При оценочном же подходе моральные ценности остаются по преимуществу ценностями, то есть чем-то внешним для индивида, чем-то таким, к чему он как к внешнему, существующему наряду с ним, приравнивает себя. И тогда это означает, что моральность личности в основном не совпадает с чем-то другим, существенным в развитии индивида как личности, и, следовательно, развитие личности в области морали оказывается вместе с тем в чем-то губительным для личности (для каких-то других существенных сторон индивида как личности).

И отнюдь не случайно, что в ещё самом начале разрушения социалистического базиса (при Хрущёве) советскому обществу стали навязывать список внешних ценностей под - казалось - благим названием «Моральный кодекс строителей коммунизма», а политический контрреволюционный переворот Горбачёва-Ельцина проходил под крики о возвращении к «общечеловеческим ценностям».

 
I. Формы общественного сознания. Содержание Политика
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум