Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
Мораль Содержание Чувства
 
 
 

Второе проявление рассматриваемой формы общественного сознания, формы, в которой главную роль играют действия сознающих (и самосознающих) индивидов, - политика.

Заметим ещё раз, что политика, в отличие от морали, во вполне зрелом человеческом обществе, то есть в зрелом, развитом коммунистическом обществе, отомрёт. Здесь мы фиксируем общество в логическом аспекте, берём стороны зрелого, развитого, подлинного человеческого общества, но так как в современную эпоху политика играет весьма важную роль, то, отступая от строго логической последовательности, мы кратко охарактеризуем её.

Политика как одно из проявлений общественного сознания есть действия сознающих (и самосознающих) индивидов как противостоящих, борющихся с другими индивидами, имеющими существенно различные, противоположные и противоречащие материальные интересы, причём политическое сознание (и самосознание) с необходимостью есть сознание той или иной связи с обществом как целым. Существенно различные, противоположные и противоречащие материальные интересы могут быть между индивидами, между индивидом и обществом, между индивидом и той или иной частью общества, между частями общества, между частью общества и всем обществом.

Политическое отношение есть отношение между ними постольку, поскольку их материальные интересы так или иначе осознаются, осознаётся их существенное различие, противоположность, противоречие и действия направляются этим сознанием (действия носителей существенно различных, противоположных, противоречащих интересов также существенно различны, противоположны, противоречат друг другу, как и носители этих интересов).

Политика главным образом есть действия, направляемые сознанием существенного различия, противоположности, противоречия того, кто действует, по отношению к тому, против кого действие направлено (основа этого существенное различие, противоположность, противоречие материальных интересов), для достижения, удовлетворения материальных интересов. Это могут быть действия индивида, той или иной части общества как целого, всего общества, если интересы всего общества как целого существенно отличны, противоположны, противоречат той или иной его части, то есть когда материальные интересы общества как целого осуществляются через борьбу составляющих общество частей, индивидов.

Политика есть необходимо борьба за какой-то материальный интерес (за какие-то материальные интересы) против существенно отличного, противоположного, противоречащего материального интереса (против существенно отличных, противоположных, противоречащих материальных интересов). Борьба, в которой возможны либо победа, либо поражение, либо равновесие сил (последнее по самой сути дела может быть лишь временным, переходным состоянием), борьба, в которой плохо ли, хорошо ли сознается тот материальный интерес (интересы), за который она ведется.

Если политика есть главным образом действия, то это действия сознающих (и самосознающих), чувствующих и мыслящих индивидов. И в области политики можно различить политические чувства, эмоции, переживания и политические мысли. Сознание существенного различия, противоположности, противоречия материальных интересов требует по преимуществу мышления. Поэтому в политике, по сравнению с моралью, роль мысли существенно более важна, чем роль чувств, эмоций, переживаний. Но это не значит, что в политике политически окрашенные чувства, эмоции, переживания не играют важной роли.

Когда говорится о политике, то всегда о политике того, кто борется за свой материальный интерес (или за свей материальные интересы), о противостоящем кому-то другому, имеющему существенно отличный, противоположный, противоречащий материальный интерес (или материальные интересы). В политической борьбе маловероятно и малоустойчиво равновесие сил, ибо существенно отличные, противоположные, противоречащие материальные интересы побуждают всё вновь и вновь возобновлять борьбу до победы или поражения, причем побеждённые опять-таки не могут вполне смириться со своим положением.

При неустранимых противоположных материальных интересах носители победивших, господствующих материальных интересов навязывают побеждённой, подчиненной стороне свои материальные интересы так, как будто они есть материальные интересы и побеждённой, подчинённой стороны. Это – третье проявление рассматриваемой формы общественного сознания, право.

Характеристика права при логического рассмотрении общества, то есть при рассмотрении зрелого человеческого общества, есть отступление от логического аспекта, ибо право, как и политика, отомрёт в развитом коммунистическом, то есть вполне зрелом человеческом обществе.

Однако мы и здесь коротко остановимся на этом проявлении общественного сознания.

Право есть главным образом действия носителей победивших, господствующих материальных интересов, направленные на навязывание побеждённым своих материальных интересов как собственных интересов последних. Право эксплуататорских обществ принципиально отлично от права социалистического общества, ибо в эксплуататорском обществе имеет место противоположность, а в социалистическом – единство, совпадение коренных материальных классовых интересов при сохранении существенных различии как интересов классов, так и личных и общественных интересов.

Следовательно, правовое сознание есть сознание материального интереса носителей господствующей стороны, навязываемое подчинённым, имеющим противоречащие, противоположные или просто существенно иные интересы, как собственное сознание последних.

Все три перечисленных проявления есть проявления одной формы общественного сознания, а именно такой, которая образуется посредством преломления содержания общественного сознания преимущественно через призму действий сознающих (и самосознающих) индивидов.

 
Мораль Содержание Чувства
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум