Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
Политика Содержание Мышление
 
   

Вторая форма общественного сознания образуется посредством преломления содержания общественного сознания преимущественно через призму чувств сознающих (и самосознающих) индивидов. Как мы увидим, в эту форму включаются также действия и мысли, но для образования формы они не имеют решающего значения.

Первое проявление этой формы общественного сознания есть эстетическое сознание. Эстетическое сознание есть отражение в чувственных эквивалентах сущности людей, закономерностей общественных отношений. Красота постольку, поскольку она специфична для человека, есть отражение сущности, закономерности посредством их чувственного эквивалента.

Сущность, закономерность адекватно выражаются в мышлении. Чувство по своей природе охватывает главным образом внешнее, поверхностное, случайное и т. п. Однако внутреннее, сущность, закономерное несомненно проявляются в чувстве. Красота именно постольку, поскольку она специфична для человека, и есть отражение сущности, закономерного, внутреннего в их чувственном эквиваленте.

Попробуем пояснить на примере. Золото и серебро исторически приобрели в товарном мире роль всеобщего эквивалента, с натуральной формой золота и серебра общественно срослась всеобщая эквивалентная форма, или форма стоимости вообще. Эстетические свойства золота и серебра – это не просто их блеск, яркость, то есть непосредственно, чувственно воспринимаемые натуральные свойства золота и серебра, блеск золота и серебра есть блеск их общественной роли, их общественного значения. И в этом отношении из всех остальных товаров золото (и серебро) для человека, захваченного миром товарных отношений, обладает наибольшей эстетической силой воздействия. Блеск золота оказывается не просто природным свойством, а чувственно воспринимаемым общественным могуществом золота в товарном мире, то есть чувственным эквивалентом общественного могущества. В эстетическом сознании главное – восприятие сущности, закономерного через их чувственные эквиваленты. Если в познании мира чувства выполняют подсобную роль, сама же сущность (внутреннее, закономерное) отражается главным образом в абстрактном виде, соответствующем природе мышления, то в эстетическом сознания главное – отражение сущности в чувственном эквиваленте. И само мышление в эстетическом сознании совершается главным образом при помощи, посредством противоположности мышления, то есть при помощи чувств.

В эстетическом сознании воспринимается сущность человека, закономерное в общественных отношениях посредством чувственных эквивалентов. Через это выражается и отношение к природе.

Уже при рассмотрении первой формы общественного сознания можно было заметить, что это – сознание материальных общественных отношений, но не просто как таковых, а в их единстве с производительным отношением к природе. Действительно, польза или вред действия индивидов как сознающих (и самосознающих) индивидов друг на друга есть в основе своей прежде всего материальная польза или материальный вред, то есть то, как сказываются эти действия в конечном счете на всем материальном существовании людей.

То же самое, но, пожалуй, с большей отчётливостью обнаруживается при рассмотрении второй формы общественного сознания; более отчётливо внутри самой этой формы выступает её зависимость от производительного отношения людей к природе. В самом деле, восприятие сущности, закономерного посредством чувственных эквивалентов возникает прежде всего в познании и преобразовании природы, где к выявлению сущности идут, в общем и целом, путём от чувственного познания и через него к мышлению. И в познании, взятом в его специфике по сравнению с сознанием, сущность (закономерные связи, целостность) познаваемых предметов, процессов сначала схватываются в основном чувственно, и это представление затем направляет познание субъекта.

Но как сознание эстетическое отношение к действительности есть такой подход к действительности, когда она отражается через сущность человека, сущность отношений людей друг к другу, сущность, взятую в виде её чувственных эквивалентов. Поэтому эстетическое сознание есть главным образом переживание, связанное с восприятием сущности в виде чувственных эквивалентов.

Эстетическое сознание невозможно без действий. Однако ближайшим образом это есть действия, вызываемые и направляемые именно эстетическим сознанием. Эстетическое сознание включает в себя и мышление, но мышление посредством чувственных эквивалентов сущности, закономерного, то есть мышление посредством образов. Эстетическое отношение к действительности в процессе преобразования и познания природы, взятого в его отличии от общественной формы, в которой оно реализуется, есть лишь предпосылка эстетического сознания. Собственно же эстетическое сознание имеет место лишь как осознание преобразования природы в единстве с общественной формой.

Тем не менее внутри эстетического сознания можно отчетливо различить обусловленность его как производительным отношением к природе, так и общественной формой, в которой оно реализуется.

Другое проявление второй формы общественного сознания – религиозное сознание.

Характеристика религии есть отступление от строго логического способа рассмотрения общества (как и характеристика политики и права).

Религия, как писал Ф. Энгельс, есть «непосредственная, то есть эмоциональная форма отношения людей к господствующим над ними чуждым силам, природным и общественным», она продолжает свое существование «до тех пор, пока люди фактически находятся под властью этих сил» (Ф. Энгельс. Анти-Дюринг).

Религиозное сознание, как и эстетическое сознание, представляет собой преломление содержания общественного сознания главным образом через чувства. И в религиозном сознании определяющим, господствующим служат переживания, эмоции, чувства, а не мысли и действия. Но религиозное сознание в своей специфике представляет собой сознание тех природных и общественных сил, которые не подчинены человеком его власти и действуют разрушительно, вредно на людей. Следовательно, это силы, обязательно непознанные в достаточной мере, ибо с точки зрения человека познание достаточно настолько и постольку, насколько и поскольку оно дает возможность преобразования познанного в направлении, нужном познающему.

Подобно тому как политическое и правовое сознание отличаются от морального сознания главным образом не по форме, а по содержанию общественного сознания (хотя эти различия сказываются и на их различиях по форме), так и религиозное сознание отличается от эстетического главным образом по содержанию, а не по форме (хотя и тут эти различия сказываются и на их различиях по форме).

Религиозное сознание необходимо есть восприятие в виде чувственных эквивалентов неизвестной и притом непознаваемой сущности, господствующей над сознающими (и самосознающими) индивидами и в основном враждебной им. Так воспринимаются и соответствующие силы природы, и сущность человека, закономерные общественные отношения людей.

Религиозное сознание противоречиво. С одной стороны, как сознание религиозное сознание есть и познание сущности, и действие в соответствии с познанием, а значит, преобразование в соответствии со своими потребностями. С другой стороны, как религиозное сознание оно есть познание того, что соответственно сути религии непознаваемо в принципе, преобразование в соответствии с потребностями человека того, что в принципе с точки зрения религии не может быть подчинено людьми, а господствует над ними и действует враждебно по отношению к ним. Ведь суть религиозного сознания и состоит в сознании того, что непознаваемо, что господствует над людьми и враждебно им. Без признания непознаваемых, господствующих над людьми и враждебных людям сил нет религиозного сознания.

Итак, в религиозном сознании познание направлено на то, что в принципе (соответственно природе религиозного сознания) непознаваемо, действие направлено на подчинение того, что в принципе не может не быть господствующим над людьми и враждебным им. Реальные природные и социальные силы воспринимаются как в принципе непознаваемые, извечно и всегда господствующие над людьми и враждебные людям. А значит, религиозное сознание направляется на то, что реально, действительно существует и действует на людей, притом действует разрушительно, но что ещё не познано и не преобразовано людьми в соответствии с их потребностями. И вот непознанность, непреобразованность этих сил в религиозном сознании выступают как непознаваемость сил, всегда господствующих над людьми и враждебных людям.

Эстетическое сознание есть восприятие посредством чувственных эквивалентов действительной сущности,  закономерного. Без сознания о действительной сущности, о действительной закономерности нет и эстетического сознания. Поскольку религиозное сознание всё же есть сознание, постольку оно родственно ближайшим образом эстетическому сознанию. Но поскольку религиозное сознание есть сознание религиозное, постольку это сознание посредством чувственных эквивалентов недействительной, несуществующей сущности. В последнем отношении религия прямо и непосредственно исключает эстетическое сознание, есть прямое отрицание эстетического сознания.

Роль религиозного сознания также двойственна и противоречива. С одной стороны, религиозное сознание есть сознание реально существующих сил и сознание положения людей, когда эти силы не познаны людьми, господствуют над людьми и враждебны людям.

Когда человек или человечество не могут изменить саму неблагоприятную материальную жизнь, то один из способов приспособления к этой жизни – изменение сознания о ней. Это позволяет в какой-то степени смягчить муки неблагоприятного воздействия материальной жизни. С другой стороны, оно есть такое сознание, в котором непознанность этих сил выступает как их непознаваемость, господство их над людьми и враждебность людям – как непреодолимые, тем самым религиозное сознание закрепляет это положение.

Где и поскольку люди не имели возможности устранить или смягчить действие природных и социальных сил, там и постольку религиозное сознание играло определенную позитивную роль. Но где и поскольку складывались условия для их познания и преобразования, там и постольку религиозное сознание играло отрицательную роль.

Когда же в обществе, взятом в целом, во всемирно-историческом масштабе созревают условия для познания и преобразования сил природы и общества, господствующих над людьми и враждебных людям, тогда религиозное сознание начинает играть в истории человечества в целом отрицательную, консервативную и реакционную роль.

В религиозном сознании есть религиозные чувства, эмоции, переживания (они имеют решающее значение в религии), религиозные действия, то есть действия, вызванные и направляемые религиозным сознанием (культ), и религиозные мысли.

Религиозное мышление есть мышление посредством религиозных чувственных эквивалентов, посредством религиозных образов.

Религиозное мышление в образах, религиозные образы внутренне противоречивы. Религиозный образ есть образ, а значит, отражение существующего, вместе с тем это религиозный образ и, значит, изображение несуществующего. Религиозные образы – фантастические образы непознаваемых, господствующих над людьми и враждебных людям сил. Такое мышление в образах – образование религиозных образов и оперирование ими. Религиозное мышление есть мышление в религиозных образах, есть выражение названных сил в таких образах, которые типично представляют непознаваемость названных сил, их господство над людьми и их враждебность людям. Но мышление есть по своей сути мышление о существующем. Поскольку же мышление религиозно, постольку оно – мышление о несуществующем и, следовательно, не представляет собой мышления, а есть отрицание мышления (подобно тому, как религиозный образ есть и образ, и отрицание образа}.

Религиозное сознание в целом есть сознание, существующее и осуществляющееся через отрицание сознания.

 
Политика Содержание Мышление
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум