Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
Чувства Содержание II. Диалектика отношения форм общественного сознания и бытия
 
   

Третья форма общественного сознания образуется посредством преломления содержания общественного сознания преимущественно через призму мыслей сознающих (и самосознающих) индивидов. Речь идёт о философии.

Мышление как таковое – это мышление о всеобщем, о сущности, о закономерном в их чистом, абстрактном, отвлеченном виде. Следовательно, «точка зрения» мышления представляет собой по своей форме всеобщность, сущность, закономерное в отвлечении от отдельного, особенного, поверхностного, случайного.

В науке на её теоретическом уровне преобладает мышление. И, тем не менее, наука вообще и наука о производственных отношениях в частности не полностью тождественна рассматриваемой форме общественного сознания.

Наука о производственных отношениях должна выявить в производственных отношениях их материальность, независимость от воли и сознания людей и законы производственных отношений, рассматриваемых в этом плане.

Сама возможность человеческого воздействия на производственные отношения раскрывается в сущности производственных отношений, то есть в их материальности. Общественное сознание производственных отношений – отражение отмеченной возможности с точки зрения главным образом воздействия сознания людей как продукта общества в целом, с точки зрения того, в какой степени и как эта возможность используется людьми, обладающими сознанием общества как целого.
Поэтому тут дело заключается не в отражении производственных отношений самих по себе, а в отражении отношения между общественным сознанием и общественным бытием, в отражении отношения между общественным сознанием и производственными отношениями в их единстве с производительными силами. Следовательно, производственные отношения интересуют в таком случае под углом зрения их места, роли, значения в существовании и развитии общества, взятого в целом.

Сказанное верно для всех форм общественного сознания, но во всеобщем виде оно выражается лишь в философии.

Таким образом, философия есть отражение главным образом в мыслях, во всеобщем виде отношения сознания, людей в качестве сознающих (и самосознающих) и общественных материальных условий их существования. А сутью материальных условий существования людей служат производственные отношения в их единстве с производительным отношением к природе.

Причем само указанное отношение отражается в конечном счёте для того, чтобы выяснить во всеобщем виде возможности изменения людьми общественных материальных условий существования людей.

Закономерности природы и общества фиксируются в рамках этой формы общественного сознания не просто сами по себе – природа, общество, мышление сознаются в мышлении, во всеобщем виде через осознание взаимоотношения, взаимодействия сознания, людей как сознающих (и самосознающих) и того, что сознаётся.

Кратко, хотя и несколько огрублённо, философия в этом аспекте есть миропонимание. Но люди не только мыслящие, а и чувствующие, действующие существа. Люди чувствуют, переживают взаимодействие сознания и того, что сознается. В таком аспекте философия выступает, несколько огрублённо говоря, как мироощущение, миросозерцание. В совокупности обоих аспектов философия, опять-таки несколько огрублённо, может быть названа миросознанием, мировоззрением. Люди могут совершать действия, вызываемые и направляемые философским сознанием, назовём их условно философскими действиями (философской деятельностью). Для называния философии как руководства к действию нет особого отдельного слова – термина.

Термины «миропонимание», «мироощущение», «миросозерцание», «мировоззрение», «миросознание» недостаточно глубоко фиксируют суть дела. Специфика философии заключается не просто в рассмотрении мира, «мира в целом», даже если сюда включается и сознание, мышление, не в рассмотрении общих закономерностей природы, общества и мышления, а в рассмотрении отношения (взаимоотношения, взаимодействия) сознания и материального мира и через рассмотрение этого отношения осознание природы, общества, сознания, мышления.

Причём отношение сознания и материального мира – это отношение сознания и преобразуемого посредством общественного способа производства материального мира.
Что-либо по-человечески знать о мире, сознавать его можно лишь в процессе его преобразования либо в связи с этим процессом.

Обозначение философии перечисленными терминами, по нашему мнению, достаточно отражает положение вещей тогда, когда философия еще не отпочковалась от других форм общественного сознания.

Весьма любопытно, что при логическом анализе других форм общественного сознания не вставал специально вопрос об отношении общественного сознания и общественного бытия, вообще материального мира. Общественное сознание, хотя и представлялось отражением общественного бытия, однако на первом плане закономерно вставал вопрос о зависимости, определяемости содержания общественного сознания общественным бытием и о специфике форм общественного сознания. А потому на первом плане было рассмотрение общественного сознания и его форм без специального рассмотрения отношения этих форм общественного сознания и общественного бытия.

Напротив, при анализе философии как формы общественного сознания обнаруживается, что сама форма состоит в сознании отношения сознания к бытию, само рассмотрение специфики формы оказывается рассмотрением отношения, связи общественного сознания и материальной жизни общества.

Тем самым изучение философского сознания, то есть философии как формы общественного сознания, приводит, во-первых, к вопросу о связи форм общественного сознания друг с другом и, во-вторых, о связи форм общественного сознания (как взаимосвязанных друг с другом) с материальной жизнью общества. То есть специально ставит вопрос об их влиянии, на материальную жизнь общества.

Сознание не существует в чистом виде, само по себе, оно всегда существует через своих материальных носителей – звуки, жесты и т. д. (подобно тому, как стоимость не существует без потребительных стоимостей и проявляется только в отношениях потребительных стоимостей).

Сознание позволяет произвести выбор возможности изменения производственных отношений из имеющегося более или менее определенного спектра материальных возможностей.

Общественное сознание нужно не само по себе, а главным образом для изменения материальных общественных отношений. То есть общественное сознание реализуется посредством материальных общественных действий, материальной общественной деятельности.

Общественное сознание образуется на основе производственных отношений, взятых в единстве с производительным отношением к природе, как отражение этой основы, не зависящей от воли и сознания людей. Вместе с тем общественное сознание образуется ради воздействия на материальные отношения, ради воздействия на отношения, не зависящие от воли и сознания людей.

Как же может общественное сознание, знание воздействовать на то, что не зависит от общественного сознания, знания, на то, что материально? Как может идеальное воздействовать на материальное, если материальное есть то, что не зависит от идеального?

Идеальное, знание, сознание есть отражение существующих материальных возможностей изменения, преобразования процессов, предметов. Выбор из имеющихся возможностей осуществляется человеком в зависимости от его потребностей, желаний, стремлений и т. п. Возможность, выбранная для реализации, если эта возможность верно отражена, представляет собой ту или иную материальную возможность. Поэтому и процесс её реализации есть материальный процесс. Таким образом, сознание, знание не творят материальный мир из ничего, а лишь отражают различные материальные возможности изменения материального мира, имеющиеся в нём самом, и позволяют людям выбрать те или иные из этих материальных возможностей в соответствии в конечном счете опять-таки со своими материальными потребностями, материальными интересами.

Сознание, знание идеальны только как отражение материальной действительности. Именно благодаря способности отражения люди могут выбирать различные материальные возможности изменения материального мира в соответствии со своими материальными потребностями, материальными интересами. Роль сознания, знания заключается в том, что они создают возможность выбора материальных возможностей. Сами же по себе сознание, знание ничего не творят.

Итак, роль общественного сознания состоит главным образом в отражении материальных возможностей преобразования производственных отношений в их единстве с производительным отношением к природе. Такова роль общественного сознания, поскольку оно есть отражение с позиций человечества в целом, притом человечества, развивающегося прогрессивно.

Общественное сознание есть не только отражение материальных возможностей, имеющихся в производственных отношениях, взятых в их единстве с производительным отношением к природе, не просто отражение ради выбора из них тех или иных материальных возможностей для реализации.

Общественное сознание само порождается материальными потребностями, материальными интересами, а потому с самого начала отражение материальных возможностей воздействия на производственные отношения в их единстве с производительным отношением к природе определяется этими материальными потребностями, этими материальными интересами.

Поэтому обратное воздействие общественного сознания, если все материальные интересы едины, при прогрессивном развитии производственных отношений, взятых в единстве с производительным отношением к природе, заключается в том, что общественное сознание отражает материальные возможности главным образом под углом зрения прогрессивного преобразования производственных отношений в их единстве с производительным отношением к природе.

Обратное воздействие общественного сознания при наличии противоположных и противоречивых материальных интересов также по своей сути противоположно и противоречиво.

Обратное воздействие общественного сознания на производственные отношения в их единстве с производительным отношением к природе может быть (с точки зрения воздействия именно на производственные отношения) трояким: направленным либо на регресс последних, либо на их сохранение, консервацию, либо на их прогрессивное развитие.

Конечно, возможно и то или иное сочетание друг с другом этих воздействий. Какое из этих воздействий оказывает общественное сознание, зависит от того, с позиций каких материальных интересов и ради осуществления каких материальных процессов совершается отражение: либо с реакционных, либо с консервативных, либо с прогрессивных позиций.

Итак, во-первых, отражение в общественном сознании происходит под углом зрения материальных потребностей, материальных интересов; во-вторых, выбор из отраженных материальных возможностей тех, которые подлежат реализации, совершается ради удовлетворения материальных интересов, материальных потребностей.

Таково обратное воздействие общественного сознания вообще на производственные отношения, взятые в единстве с производительным отношением к природе. Однако, так как общественное сознание имеет различные формы, его обратное воздействие преломляется через специфику этих форм. В первой из перечисленных ранее форм общественное сознание влияет преимущественно через действия людей, во второй – преимущественно через чувства, в третьей – преимущественно через мысли.

 
Чувства Содержание II. Диалектика отношения форм общественного сознания и бытия
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум