Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
I. Формы общественного сознания. Мышление Содержание III. Что дальше?
 
   

Разные формы общественного сознания, будучи отражением производственных отношений в их единстве с производительным отношением к природе и обратно воздействуя на последние, занимают разное место по отношению друг к другу и к тому, что они отражают, а также взаимодействуют между собой.

Мы классифицировали формы общественного сознания прежде всего в зависимости от различия действий, чувств, мыслей. Общественное сознание есть отражение, познание общественного бытия. Поэтому можно классифицировать и место различных форм общественного сознания в соответствии с местом действий, чувств, мыслей в ходе процесса познания.

В процессе познания сначала главным образом совершаются действия с познаваемыми предметами, в процессе совершения действий формируются чувства, представления, живое созерцание; мышление же характерно для наиболее развитой стадии познания. Конечно, в знании человека действия, чувства, мысли всегда находятся в единстве, но все же на разных стадиях, ступенях познания их соотносительная роль, соотносительное значение различны.

Соответственно и все формы общественного сознания существуют в их единстве. Однако в общем и целом, первая группа форм общественного сознания (мораль, политика, право) наиболее тесно, близко связана с общественным бытием. Более опосредствована, в общем и целом, связь с общественным бытием второй группы форм общественного сознания (эстетическое сознание, религиозное сознание), и еще более опосредствована связь с общественным бытием третьей формы общественного сознания (философии).

Все формы общественного сознания взаимодействуют между собой. Чем больше непосредственно та или иная форма общественного сознания связана с общественным бытием, тем непосредственнее в ней отражаются изменения общественного бытия. И наоборот, чем удалённее форма общественного сознания от общественного бытия, тем более опосредствованно в ней отражается общественное бытие.

Чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем меньше – при прочих равных условиях – отражение в ней общественного бытия опосредствуется отражением общественного бытия в формах, более удалённых от общественного бытия. И наоборот. Поэтому чем ближе форма общественного сознания к общественному бытию, тем более непосредственно – при прочих равных условиях – изменения общественного бытия отражаются в ней, тем более непосредственно изменения этой формы следуют за изменениями общественного бытия. И наоборот.

В общем и целом, несмотря на взаимодействие форм общественного сознания, первая группа форм следует более непосредственно за изменениями общественного бытия, более непосредственно отражает эти изменения, чем вторая группа форм, а вторая группа форм более непосредственно отражает изменения общественного бытия, чем третья.

Вторая группа форм в своем изменении в большей мере, в общем и целом, опосредствуется первой группой форм, чем первая группа второй, а третья форма – в большей мере второй группой форм (а тем более первой), чем вторая (а тем более первая) – третьей.

Так, например, эстетическое сознание в своем изменении в большей мере, в общем и целом, опосредствуется моралью, чем мораль – эстетическим сознанием; а философия в своем изменении в большей мере, в общем и целом, опосредствуется моралью и эстетическим сознанием, чем мораль и эстетическое сознание – философией.

Изменения общественного бытия более непосредственно сказываются на морали, политике, праве, чем на эстетическом и религиозном сознании и тем более на философии.

Подобно тому как познание движется от практики через чувственное отражение к абстрактному мышлению (с тем, чтобы опять вернуться к практике: причем практика вместе с тем служит основой и критерием каждого шага познания) и при этом, как бы отлетая от действительности, все более углубляется в нее, вскрывает внутреннее, закономерное, сущность, подобно этому и всё более опосредствованные формы общественного сознания  (кроме религии) дают всё более глубокое отражение сущности, закономерного в общественном бытии.

Философия – наиболее глубокая форма общественного сознания. Как всякая форма общественного сознания, она отражает общественное бытие, отражает в мышлении, в «чистом», абстрактном виде; такое отображение бытия возможно лишь через отношение к общественному сознанию, следовательно, философия необходимо есть и осознание сознания. Основным её содержанием служит, таким образом, отношение сознания и бытия.

Сведение различных форм общественного сознания друг к другу, недооценка специфики тех или иных форм общественного сознания не позволяют полностью использовать возможности обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Например, недооценка специфики марксистско-ленинской философии как формы общественного сознания ведёт к недопониманию наиболее глубоких и перспективных возможностей сознательного воздействия на прогресс производственных отношений в их единстве с производительным отношением к природе.

Здесь целесообразно ещё раз кратко сказать об отношении форм общественного сознания и науки.

Познание, знание есть по своей сути главным образом отражение человеком преобразуемой природы. Если познаются общество, люди, то для науки они выступают по преимуществу в качестве объекта познания, как нечто объективное. Фактически способ отражения природы распространяется на общество, на людей. И это верно постольку, поскольку общество, люди есть продукт и часть природы. Сознание есть познание, знание различных людей в их единстве друг с другом как субъектов, есть познание, знание единства различных людей как субъектов.

Научное познание и знание есть познание и знание сущности, внутреннего, закономерного, то есть познание и знание внутреннего единства, а значит, познание и знание как система. Кроме того, наука есть социальное образование, а именно предмет занятий особой группы людей, занимающих своеобразное место в разделении труда.

Сознание может быть и ненаучным, и антинаучным, и научным. К антинаучному общественному сознанию относится религиозное сознание. Научное познание природы и социальных сил, сначала непознанных людьми, господствующих над людьми и враждебных людям, открывает действительные законы и закономерности, устраняет, рассеивает представление, переживание их в качестве непознаваемых, открывает людям путь к овладению ими.

Наука и религиозное сознание по сути своей, по своему назначению противоположны, исключают друг друга, религиозное сознание по своей сути антинаучно.

Первая и вторая группы форм общественного сознания, если их взять как таковые, как бы они ни изменялись, не могут стать сами по себе по преимуществу научным сознанием. Они всегда остаются по преимуществу ненаучным сознанием, а религия – антинаучным сознанием.

Поэтому при достижении общественным сознанием определенного уровня развития возникают, формируются, развиваются особые науки об этих формах общественного сознания, в общем и целом отличные от самих этих форм, в основном не сливающиеся с самими этими формами. Так образуются наука о морали, наука о политике, наука о праве, наука об эстетическом сознании. Осуществляется также научное рассмотрение религии.

Третья форма общественного сознания – философия – представляет собой с самого начала преломление содержания общественного сознания главным образом через мышление. А мышление есть отражение сущности, внутреннего, закономерного в чистом виде. В этом отношении философия с самого начала по своей сути была родственна с наукой. И по мере отделения форм общественного сознания друг от друга это родство всё более отчётливо обнаруживалось. Оказывалось, что подлинная философия, философия, соответствующая своей сути, есть научная философия, то есть такая форма общественного сознания, которая вместе с тем есть научное знание, то есть отражение в мыслях сущности, закономерного в отношении общественного сознания к общественному бытию.

Вместе с тем философия как форма общественного сознания не сводится к науке, а есть также идеология, то есть совокупность идей, необходимых для воздействия на мысли, чувства, действия людей в процессе их деятельности. Причём философия главным образом воздействует на мысли людей.

Общественное сознание обнаруживается в своих материальных носителях, материализуется при помощи материальных действий и материальных средств.

Необходимо различать материальные общественные отношения и идеальные общественные отношения, или точнее, сознательные общественные отношения. Материальные общественные отношения складываются, не проходя как целое через общественное сознание. Сознательные общественные отношения при своём возникновении, формировании и развитии проходят через общественное сознание. Кроме того, сознательные общественные отношения есть отношения людей как субъектов, как действующих, чувствующих, думающих общественных существ.

Для материальных же отношений характерна скорее непосредственно связь через посредство объектов. Само сознание по происхождению – продукт развития материального. Следовательно, сознание, так же как и познание, со стороны его возникновения, формирования, развития, изменения представляет собой особое свойство материи, то есть сознание (и познание) выступает со стороны его материальной обусловленности. Поскольку же сознание (и познание) существует как готовое, сформировавшееся и сохраняющееся, постольку оно идеальное, противостоящее материи как отличное от неё.

При рассмотрении цели на прошлых лекциях можно было видеть, что цель образуется вполне только тогда, когда соответствующий процесс материального преобразования оформился, то есть цель сформировывается с формированием процесса труда, а не до формирования процесса труда. Вместе с тем, достигая своего апогея, цель исчезает в качестве цели. Действие в соответствии с вполне сформировавшейся целью есть простое повторение процесса труда. Сформировавшаяся цель позволяет точно воспроизвести уже сформировавшийся процесс труда.

Общественное сознание также возникает, формируется и развивается вместе с возникновением, формированием и развитием материальных общественных отношений.

Общественное сознание как знание, как сознание с точки зрения его противопоставления материи необходимо для того, чтобы воспроизводить материальные общественные отношения в качестве только объекта, то есть чего-то только независимого от людей, а значит, в том же самом виде. Поэтому все сознательные общественные отношения, именно как со-знательные, взятые в «чистом», абстрактном виде, в прямую противоположность материи, есть отношения, направленные на сохранение, воспроизведение имеющихся материальных общественных отношений. Общественное сознание в таком его виде отражает те возможности изменения, которые уже есть в самих материальных общественных отношениях.

В самих материальных общественных отношениях есть, имеется, уже существует что-то от прошлого, что-то от настоящего, что-то от будущего. Поэтому люди, в зависимости от своих материальных интересов, могут отражать, сознавать материальные общественные отношения с точки зрения прошлого, настоящего, будущего.

Поскольку же в соответствии с общественным сознанием совершается преобразование материальных общественных отношений, постольку это – материальный процесс.

Общественное сознание есть со-знание, и как общественное со-знание оно имеет своим содержанием единство людей в качестве субъектов, в качестве действующих, чувствующих, думающих.

Люди в качестве субъектов – активные «компоненты» материальных общественных отношений. Они не просто реализуют имеющиеся независимо от них возможности изменения материальных общественных отношений, сама их деятельность, осуществление ими себя в качестве субъектов есть одновременно процесс изменения материальных общественных отношений, то есть такое использование имеющихся объективных возможностей изменения, которое есть вместе с тем созидание возможностей изменения материальных общественных отношений.

Общественное со-знание по преимуществу служит для деятельности по изменению материальных общественных отношений и входит в неё как момент.

 
I. Формы общественного сознания. Мышление Содержание III. Что дальше?
  Главная Университет Научный коммунизм Явление и действительность общества. Общественное сознание (Часть II).
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум