Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   НАША РАБОТА   ФОРУМ  
   I. Цели коммунистов Содержание III. Логика истории и её уроки
 
   

После заметного спада рабочего движения в 1999 – 2004 годах, вызванного во многом ожиданиями перемен после ухода с политической арены Ельцина, наступил период нарастающего подъёма активности пролетарских масс.

Но широкие протесты против монетизации льгот и рост стачечного движения промышленного пролетариата застали врасплох не только путинский режим, но и все так называемые рабочие партии.

  • Почему же рабочие партии оказались в хвосте рабочего движения?

Буржуазные фракции в рабочем движении.

Буржуазные фракции в рабочем движении существуют столько, сколько существует само рабочее движение. При этом сами эти буржуазные фракции в определённые периоды истории не только выходят на первый план в рабочем движении, но и полностью смыкаются с капиталистами в своей борьбе против рабочего класса.

  • Почему так происходит?

Во-первых, пока в обществе существуют классы, в любой даже самой революционной партии найдутся люди, выражающие так или иначе интересы каждого класса этого общества, а значит и буржуазии, хотим мы этого, или не хотим.

Теоретически для марксистов вполне установлено, - и опытом всех европейских революций и революционных движений вполне подтверждено, - что мелкий собственник, мелкий хозяйчик (социальный тип, во многих европейских странах имеющий самое широкое представительство), испытывая при капитализме постоянно угнетение и очень часто невероятно резкое и быстрое ухудшение жизни и разорение, легко переходит к крайней революционности, но не способен проявить выдержки, организованности, дисциплины, стойкости. «Взбесившийся» от ужасов капитализма мелкий буржуа, это – социальное явление, свойственное, как и анархизм, всем капиталистическим странам. Неустойчивость такой революционности, бесплодность ее, свойство быстро превращаться в покорность, апатию, фантастику, даже «бешенное» увлечение тем или иным буржуазным «модным» течением, - все это общеизвестно. Но теоретическое, абстрактное признание этих истин нисколько еще не избавляет революционные партии от старых ошибок, которые выступают всегда по неожиданному поводу, в немножко иной форме, в невиданном ранее облачении или окружении, в оригинальной – более или менее оригинальной – обстановке. (В. И. Ленин. Детская болезнь «левизны» в коммунизме)

Во-вторых, капиталисты не только кровно заинтересованы в существовании буржуазных фракций в рабочем движении, но и принимают самое деятельное участие в их формировании. Вожди этих фракций фактически находятся на довольствии капиталистов. Эту прослойку капиталисты подкупают тысячами способов, прямых и косвенных, открытых и прикрытых. Ибо оппортунизм (т.е. забвение коренных чаяний и целей рабочего класса ради сиюминутных выгод для самих вождей этих фракций) льёт воду на мельницу буржуазии, закрепляет её господство.

Этот слой обуржуазившихся рабочих или «рабочей аристократии», вполне мещанских по образу жизни, по размерам заработков, по всему своему миросозерцанию… в наши дни главная социальная (не военная) опора буржуазии. Ибо это настоящие агенты буржуазии в рабочем движении, рабочие приказчики класса капиталистов. (В. И. Ленин. Империализм, как высшая стадия капитализма)

В-третьих, мелкобуржуазная стихия, захлестнувшая сегодня всё общество, буквально навязывает буржуазное мировоззрение всем членам общества, не оставляя в стороне и вождей рабочего движения. И те из вождей, кто пришёл в рабочее движение лишь «по зову сердца», но не воспринял научный коммунизм осознанно, кто не желает или не может учиться коммунизму, неминуемо (рано или поздно) оказываются в плену этой мелкобуржуазной стихии, тем самым вольно или невольно изменяя всему делу рабочего класса.

  • Каковы нынешние рабочие партии России? И какие буржуазные фракции в них присутствуют?

Рабочие партии сегодняшней России.

До недавнего времени в России можно было выделить три силы, борющихся за влияние на трудящиеся массы: КПРФ, «Трудовую Россию» и десяток мелких партий, причислявших себя к левому движению.

КПРФ.

В сегодняшней России буржуазное течение в левом движении наиболее рельефно представлено именно этой партией, именующей себя «коммунистической». Ещё в период подготовки своего учредительного съезда в 1992 году верхушка этой партии встала на путь соглашательства с колониальным ельцинским режимом. Предав в самый тяжёлый момент московское октябрьское восстание 1993 года, КПРФ в декабре того же года стала единственной левой партией, участвовавшей в выборах в Думу и в референдуме по «ельцинской конституции», став тем самым соучастницей кровавого государственного переворота.

Вся дальнейшая история КПРФ – история предательства дела трудового народа – повторяет вплоть до мельчайших деталей историю краха II Интернационала. Потому что все оппортунисты неотличимы в главном: в своём мелкобуржуазном сознании. Да и чем, например, Зюганов отличается от вождей оппортунизма столетней давности? – да разве что мобильным телефоном. Вот почему для понимания сути политики КПРФ наиболее точно подходит анализ политики II Интернационала, данный более 80 лет назад И.В. Сталиным.

…между Марксом — Энгельсом, с одной стороны, и Лениным — с другой, лежит целая полоса господства оппортунизма II Интернационала... Это был период сравнительно мирного развития капитализма, период, так сказать, довоенный, когда катастрофические противоречия империализма не успели еще вскрыться с полной очевидностью, когда экономические стачки рабочих и профсоюзы развивались более или менее «нормально», когда избирательная борьба и парламентские фракции давали «головокружительные» успехи, когда легальные формы борьбы превозносились до небес и легальностью думали «убить» капитализм, — словом, когда партии II Интернационала обрастали жиром и не хотели думать серьёзно о революции, о диктатуре пролетариата, о революционном воспитании масс.

Вместо цельной революционной теории — противоречивые теоретические положения и обрывки теории, оторванные от живой революционной борьбы масс и превратившиеся в обветшалые догмы. Для виду, конечно, вспоминали о теории Маркса, но для того, чтобы выхолостить из неё живую революционную душу.

Вместо революционной политики — дряблое филистерство и трезвенное политиканство, парламентская дипломатия и парламентские комбинации. Для виду, конечно, принимались «революционные» решения и лозунги, но для того, чтобы положить их под сукно.

Вместо воспитания и обучения партии правильной революционной тактике на собственных ошибках — тщательный обход наболевших вопросов, их затушевывание и замазывание. Для виду, конечно, не прочь были поговорить о больных вопросах, но для того, чтобы кончить дело какой-либо «каучуковой» резолюцией.

Вот какова была физиономия II Интернационала, его метод работы, его арсенал.

Между тем надвигалась новая полоса империалистических войн и революционных схваток пролетариата. Старые методы борьбы оказывались явно недостаточными и бессильными перед всесилием финансового капитала.

Необходимо было пересмотреть всю работу II Интернационала, весь его метод работы, изгнав вон филистерство, узколобие, политиканство, ренегатство, социал-шовинизм, социал-пацифизм. Необходимо было проверить весь арсенал II Интернационала, выкинуть всё заржавленное и ветхое, выковать новые роды оружия. Без такой предварительной работы нечего было и отправляться на, войну с капитализмом. Без этого пролетариат рисковал очутиться перед лицом новых революционных схваток недостаточно вооружённым или даже просто безоружным.

Эта честь генеральной проверки и генеральной чистки авгиевых конюшен II Интернационала выпала на долю ленинизма. Вот в какой обстановке родился и выковался метод ленинизма. (И.В. Сталин. Об основах ленинизма).

«Трудовая Россия».

«Трудовая Россия», как политическое движение, возникла ещё во время августовского ельцинского путча в 1991 году. Это движение сразу объединило десятки тысяч сторонников советской власти, сплотившихся вокруг своего лидера – пламенного революционного трибуна В. И. Анпилова. Уже 7 ноября 1991 года «Трудовая Россия» вывела на Красную площадь Москвы сто тысяч своих сторонников, а 17 марта 1992 года уже полмиллиона советских людей приняло участие в народном Вече, организованном «Трудовой Россией» на Манежной площади столицы. Именно «Трудовая Россия» стала боевым авангардом октябрьского московского восстания 1993 года.

Ни последовавшие за поражением московского восстания репрессии, ни предательство верхушки РКРП не ослабили революционной энергии «Трудовой России» и её лидера. Многотысячные походы на Москву трудового народа, массовая поддержка на думских выборах 1995 года, самое активное участие в «рельсовой войне» пролетариата против ельцинского режима в 1998 году, другие массовые акции «Трудовой России» стали ярчайшими вехами в период подъёма рабочего движения 90-х годов. Всё это вселяло уверенность, что «Трудовая Россия» станет той революционной партией, что поведёт пролетариат к победе в грядущих решающих классовых битвах.

Однако с наступившим в конце 90-х годов спадом рабочего движения «Трудовая Россия» стала сдавать одну позицию за другой. Вместо кропотливой работы по коммунистическому воспитанию и обучению партии, вместо коммунистической работы в широких массах, особенно на местах, упор был сделан на малочисленные, но шумные уличные акции в пределах московского Садового кольца.

Вместо кропотливого партийного строительства, особенно на местах, - упор на механическое увеличение численного состава «для галочки», то есть для регистрации партии в Министерстве юстиции.

Вместо укрепления ядра партии сознательными марксистами, вместо борьбы с мелкобуржуазным влиянием – привлечение в руководящие органы случайных людей, захлёстнутых мелкобуржуазной стихией, как правой, так и карикатурно левацкой.

Вместо критики и самокритики, вместо товарищеского обсуждения собственных ошибок - тщательный обход наболевших вопросов, их затушевывание и замазывание.

В результате «Трудовая Россия» постепенно превратилась в организацию, почти полностью подчинённую воле своего лидера – В.И. Анпилова. Это положение вещей не казалось катастрофичным для «Трудовой России», пока сам лидер сохранял приверженность марксизму (во многом стихийную). Однако влияние мелкобуржуазной среды нарастало и в конечном итоге сделало своё дело: последние события показали, что В.И. Анпилов не только отошёл от революционного марксизма, но и оказался в плену, в лучшем случае, самой нелепой мелкобуржуазной маниловщины.

Таким образом, «Трудовая Россия» не только завершила свой путь, как пролетарская партия, но и вышла во главе со своим лидером в свой последний бесславный поход по ту сторону баррикад.

Другие левые партии.

В 90-е годы наряду с КПРФ и «Трудовой Россией» в стране существовал десяток партий, именовавших себя коммунистическими. Сегодня все они канули в лету. Самая крупная из них – РКРП фактически растворилась в КПРФ, сохранив лишь юридическое лицо.

Сегодня к рабочему движению нельзя, конечно, причислить, ни партии «патриотов», известные своей тоской по царской империи, ни карикатурных левацких чернорубашечников, мельтешащих на телеэкранах с рождественскими шутихами, и существующих, кажется, только для того, чтобы упрятать в тюрьму всю леворадикальную городскую молодежь.

В последнее время в Интернете активизировалась группа политиков троцкистского толка, вышедших из коммерческих структур Ходорковского и изданий близких к этим структурам. Они тоже толкуют об объединении левых сил, но унылый троцкизм обрекает этих объединителей лишь на вечные перепалки в их тусклом воображаемом мире.

Исходя из сказанного, мы вынуждены сделать вывод, что сегодня в России все существующие левые партии выродились в буржуазные фракции внутри рабочего движения. И поэтому они не только оказались в хвосте стихийных протестов пролетарских масс, но и сами стали тормозом на пути подъёма рабочего движения.

Ответ на вопрос №1

  • Сегодня в России нет такой партии, которая смогла бы повести пролетарские массы на ниспровержение господства буржуазии и завоевание политической власти.

Почему так произошло?

И нужна ли вообще пролетарским массам революционная партия, а если нужна, то что надо сделать для создания такой партии?

Логика истории: общественное бытие и общественное сознание.

Материалистическое понимание истории.

Коммунисты в своём понимании путей развития Человечества отличаются от других политических течений в первую очередь материалистическим пониманием истории Человечества.

Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание.
(К. Маркс. К критике политической экономии).

Под общественным бытием (базисом) коммунисты понимают тот общественный способ производства, что господствует в данном обществе. А общественное сознание – это общественный продукт определённой жизненной практики, характерной для данного общества или класса. И подобно языку общественное сознание возникает из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми в процессе преобразования природы, т.е. в процессе производства материальных благ.

Следовательно, общественное сознание определяется общественным способом производства, т.е. тем единством производительных сил и производственных отношений, что исторически господствует в данном обществе.

И хотя человек считает, что он, как личность, определяется и побуждается своими собственными идеями, в действительности, его поведение определяется силами, что стоят за его спиной, и которые он не сознаёт. Эти внешние силы, не зависящие от воли человека, от его сознания, и есть те исторически сложившиеся производственные отношения, в которые члены данного общества вовлечены помимо их воли. То есть «логика исторического процесса предшествует субъективной логике людей, которые участвуют в историческом процессе» (Роза Люксембург).

Поэтому в любом классовом обществе общественное сознание любого класса, любой социальной группы определяется тем местом, которое занимает этот класс, эта социальная группа в производственных отношениях, исторически существующих в данном обществе.

Вот почему, говоря о нынешнем капиталистическом обществе, мы выделяем пролетарское мировоззрение, буржуазное мировоззрение, мелкобуржуазное мировоззрение, как виды классового общественного сознания, порожденные капиталистическим способом производства.

При этом мы вовсе не утверждаем, что всякий рабочий имеет пролетарское мировоззрение, а каждый сын богатых родителей имеет буржуазное мировоззрение – это было бы механистической глупостью. Но мы утверждаем, что подавляющее большинство буржуев имеет буржуазное мировоззрение, подавляющее большинство нынешних чиновников, журналистов, других лиц из буржуйской обслуги имеют мелкобуржуазное мировоззрение.

А вот вопрос о пролетарском мировоззрении куда сложнее. И мы дадим развёрнутый ответ на него позже, в разделе «Ленин о пролетарской партии».

Возвращаясь к буржуазному и мелкобуржуазному сознанию (мировоззрению), отметим, что центр жизненной программы у носителей этого сознания сводится лишь к потреблению материальных благ и удовлетворению других низших, т.е. животных инстинктов. Мошна и паразитизм становятся для таких людей единственной целью существования, заслоняя всё остальное, убивая тем самым все их человеческие задатки, превращая их в говорящих глистов. Но поскольку человек не глист, то он становится больным, ублюдочным, извращённым человеческим существом (заметим в скобках, что в этом и лежат истоки продажности, извращений, человеконенавистничества, мертвячества всей нынешней буржуазной морали и буржуазной культуры).

Таким образом, капитализм рано или поздно убивает всё человеческое в тех, кого захлёстывает буржуазная и мелкобуржуазная стихия. Вот почему злобный эгоизм, насилие, стяжательство, паразитизм нельзя уничтожить, не уничтожив сам капиталистический способ производства, массово и повсеместно порождающий эти общественные язвы.

Но если метла буржуазной стихии сметает всё человеческое на своём пути, то откуда берутся коммунисты?

И откуда тогда возьмутся революционеры, способные повести массы на ниспровержение господства буржуазии?

О роли личности в истории.

Хотя капитализм буквально навязывает каждому члену общества буржуазное сознание, убивающее в нём всё человеческое, большинство общества всё же вольно или невольно, сознательно или бессознательно отторгает это влияние.

Почему так происходит? - Здесь мы снова возвращаемся к сути человеческой природы.

Человек, как вид, и его человеческая природа формировались на протяжении сотен тысяч (а по некоторым данным, миллионов) лет в первобытно-общинную историческую эпоху. Становление человека, образование ядра его природы происходило в процессе образования труда, т.е. целенаправленных действий по преобразованию природы. Цель этих действий – получение предметов потребления при помощи изготовленных орудий труда. Неразвитость этих орудий в ту эпоху заставляло трудиться всю общину от мала до велика.

Этот совместный коллективный труд и сформировал человека, как существо социальное, изначально коллективистское; как существо, с одной стороны, нуждающееся в поддержке других членов общины, а с другой стороны, сознающего, что благо его общины есть и его благо, что гибель его общины есть и его гибель. Поэтому осознанное, свободное от всякого принуждения творение добра для других стало сутью человеческой природы.

Поэтому когда мы говорим о сути человеческой природы, мы говорим не столько о человеке разумном, сколько о человеке человечном.

Именно изначально заложенная в человеческой природе страсть к свободной, сознательной деятельности, к творению добра заставляет пролетарские массы сопротивляться эксплуатации, искать выход из своего нищенского положения, сопротивляться влиянию мелкобуржуазной стихии, объединяться в своей борьбе против эксплуататоров.

Но и в наиболее подверженной мелкобуржуазной стихии среде образованной интеллигенции человеческая природа берёт своё. И в этой среде находятся тысячи людей, которые не приемлют капиталистического зла, которым полученное образование, умение правильно мыслить и страсть к познанию позволяют понять логику исторического процесса, позволяют прийти к осознанию своего места в обществе, осознанию общественных связей, отношений и своего единства с обществом.

Этот осознанный прорыв из пут мелкобуржуазного сознания делает таких людей коммунистами, т.е. личностями, целью которых становится жизнедеятельность ради общественных интересов, ради Человечества, т.е. жизнедеятельность как сознательно-общественных существ.

Но в капиталистическом обществе эта жизнедеятельность требует от таких личностей недюжинной самоотверженности и способности к самопожертвованию. И зачастую даже коммунисты не выдерживают, причём, не столько давления власти, сколько груза мирских соблазнов, груза бытовых, семейных проблем. Кроме того, пресловутая интеллигентская расхлябанность лишает многих сознательных коммунистов такого качества революционера, как целеустремлённость. Вот где лежит ответ на поставленный вопрос: «Почему до сих пор в России нет революционной пролетарской партии?»

Следовательно, коммунистам сегодня в первую голову надо начать с себя. Преодолеть интеллигентскую лень, трусость, расхлябанность и немедля приступить к созданию революционной пролетарской партии.

Сегодня вопрос стоит так: «или - или». Или МЫ создадим революционную партию пролетариата, или МЫ окажемся предателями и изменниками грядущей неминуемой революции.

А раз так, то МЫ непременно выполним свой долг перед пролетарскими массами и Человечеством. И пусть легион премудрых пискарей заводит свою унылую шарманку: «не ходил бы ты, Ванёк во солдаты…».

Вот что отвечал В.И. Ленин «легальным марксистам» и народникам, не верящим в возможность создать революционную пролетарскую партию:

Вы хвастаетесь своей практичностью, а не видите того, знакомого всякому русскому практику факта, какие чудеса способна совершить в революционном деле энергия не только кружка, но даже отдельной личности. Или вы думаете, что в нашем движении не может быть таких корифеев, которые были в 70-х годах? Почему бы это? Потому что мы мало подготовлены? Но мы подготовляемся, будем подготовляться и подготовимся! Правда, на стоячей воде «экономической борьбы с хозяевами и с правительством» образовалась у нас, к несчастью, плесень, появились люди, которые становятся на колени и молятся на стихийность, благоговейно созерцая (по выражению Плеханова) «заднюю» русского пролетариата. Но мы сумеем избавиться от этой плесени. Именно теперь русский революционер, руководимый истинно революционной теорией, опираясь на истинно революционный и стихийно пробуждающийся класс, может, наконец - наконец! - выпрямиться во весь свой рост и развернуть все свои богатырские силы. Для этого нужно только, чтобы среди массы практиков, среди еще большей массы людей, мечтающих о практической работе уже со школьной скамьи, всякое поползновение принизить наши политические задачи и размах нашей организационной работы встречало насмешку и презрение. И мы добьемся этого, будьте спокойны, господа! (В. И. Ленин. Что делать?)

О революционной ситуации и пролетарской революции.

Основной закон революции, подтвержденный всеми революциями в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции недостаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по старому и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по старому. Лишь тогда, когда «низы» не хотят старого и когда «верхи» не могут по старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса. Значит, для революции надо, во-первых, добиться, чтобы большинство рабочих (или, во всяком случае, большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него; во-вторых, чтобы правящие классы переживали правительственный кризис, который втягивает в политику даже самые отсталые массы (признак всякой настоящей революции: быстрое удесятерение или даже увеличение во сто раз количества способных на политическую борьбу представителей трудящейся и угнетенной массы, доселе апатичной), обессиливает правительство и делает возможным для революционеров быстрое свержение его. (В. И. Ленин. Детская болезнь «левизны» в коммунизме)

Давайте разберём это ленинское определение революционной ситуации с точки зрения применимости его к условиям сегодняшней России.

Какие изменения должны произойти в стране, «чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по старому и потребовали изменения; чтобы большинство рабочих (или, во всяком случае, большинство сознательных, мыслящих, политически активных рабочих) вполне поняло необходимость переворота и готово было идти на смерть ради него?»

Для этого, во-первых, необходимо, чтобы обнищание пролетарских масс достигло такого невыносимого для них уровня, которое эти массы терпеть далее отказываются. Во-вторых, чтобы эти пролетарские массы осознали, что ни голодовки, ни другие формы пассивного сопротивления, а только организованная борьба, борьба не на жизнь, а насмерть, и только она, сможет изменить их нетерпимое положение.

Вопрос №2

Наступит ли в ближайшем будущем в богатейшей сырьевыми запасами России такое обнищание масс, которое они терпеть не захотят ни в коем случае?

Вопрос №3

Сможет ли правящий в России режим перед лицом грядущего народного восстания так консолидировать свои силы, что позволит ему избежать правительственного кризиса?

Вопрос №4

Если революционная ситуация всё же наступит в России, то чем может кончиться народное восстание: ниспровержением господства буржуазии или заменой во власти одного клана буржуев другим кланом буржуев?

Вопрос №5

Если пролетарская революция одержит победу в России, то каковы гарантии того, что Социализм вновь не потерпит поражение?

Коммунисты обязаны дать ответы на эти вопросы, если они намерены создать революционную пролетарскую партию, которая призвана повести за собой массы для свершения пролетарской революции.

Но дать ответы на эти вопросы возможно лишь тогда, когда мы подойдём к делу исторически, с учётом всего опыта революционного пролетарского движения, с учётом объективной логики развития сегодняшнего мира.

 
   Главная Университет Цели и задачи коммунистов
 © 2006-2008 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Точки зрения   Форум