Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
   Главная Университет Научный коммунизм Диалектическое познание общества. Начало
III. Анализ человеческого общества Содержание V. Краткие выводы
 
 
IV. Переход к синтезу.
 

Как было уже сказано, в Форме IV обеспечение предметами потребления оказывается созиданием этих предметов ради нужд потребляющего, т. е. образование предметов потребления есть в данном случае их созидание, производство. Следовательно, имеется внутреннее единство потребления не только с материалом, предметами потребления, но и с процессами, образования предметов потребления.

Вместе с тем в рамках уже этого внутреннего единства потребления с производством само внутреннее единство существует как расчлененное. В самом деле, процесс обеспечения предметами потребления расчленяется:

  • выделяется специальный процесс производства средств воздействия, который отделяется от
  • процесса производства предметов потребления,
  • вместе с тем выделяется как отличный от первых двух процесс добычи предметов для осуществления этих процессов и научение подрастающего поколения всему этому.

Главным моментом в Форме IV – как мы увидим далее – служит процесс производства средств производства.

Потребление внутренне едино с предметами потребления в том смысле, что только в потреблении предмет становится действительным предметом потребления.

Потребление внутренне едино с процессом образования предметов потребления тогда, когда последний есть процесс созидания, производства предметов потребления, созидания ради потребления. Потребление в таком случае созидает производство двояким образом:

Во-первых, «тем, что только в потреблении продукт становится действительным продуктом. Например, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят; дом, в котором не живут, фактически не является действительным домом. Таким образом, продукт, в отличие от простого предмета природы, проявляет себя как продукт, становится продуктом только в потреблении» (К. Маркс. Капитал).

Во-вторых, «тем, что потребление создает потребность в новом производстве, стало быть, идеальный, внутренне побуждающий мотив производства, являющийся его предпосылкой. Потребление создает влечение к производству; оно создает также и тот предмет, который в качестве цели определяющим образом действует в процессе производства. И если ясно, что производство доставляет потреблению предмет в его внешней форме, то ... столь же ясно, что потребление полагает предмет производства идеально, как внутренний образ, как потребность, как влечение и как цель. Оно создает предметы производства в их еще субъективной форме. Без потребности нет производства. Но именно потребление воспроизводит потребность» (К. Маркс. Капитал).

Мы здесь идем от рассмотрения потребления к рассмотрению производства и пока еще не характеризовали специально производство, а также созидание производством потребления. Для нас на таком пути важно охарактеризовать пока только то, что переход к производству совершается через установление, обнаружение внутреннего единства потребления с производством (и притом в определенной форме). Специальное же отображение этого внутреннего единства целесообразно дать в процессе и на основе рассмотрения производства самого по себе и воздействия производства на потребление (что и будет сделано в следующих лекциях нашего курса).

Производство и Труд.

Взаимодействие человека с природой в специфически человеческой форме (Форма IV) выступает здесь с двух сторон:

  1. со стороны участия в нем человека, использования органов его тела
  2. и со стороны внутреннего единства с потреблением, т. е. со стороны созидания предметов потребления, со стороны результата воздействия.

С первой из названных сторон одно и то же взаимодействие человека с природой есть труд.

Со второй - производство.

Это - одно и то же, но с разных сторон.

Рассмотрим для примера выращивание пшеницы. С точки зрения участия в этом процессе человека, затрат его жизненных сил, выращивание пшеницы есть труд. А сточки зрения результата этого процесса, то же выращивание пшеницы есть производство зерна.

Производство есть определенное взаимодействие человека и природы. Следовательно, не только человек воздействует на природу, но и природа воздействует на человека.

В формах I и II  мы наблюдали преобладающее воздействие природы на живые организмы. Форма III - промежуточная форма. В Форме IV решающим, определяющим становится воздействие человека на природу, а воздействие природы на человека - подчиненным.

Поэтому специальное рассмотрение Формы IV взаимодействия человека и природы мы начнем (в следующей нашей лекции) со стороны воздействия человека на природу. Взаимодействие же человека и природы со стороны участия в нем человека есть труд.

 
III. Анализ человеческого общества Содержание V. Краткие выводы
   Главная Университет Научный коммунизм Диалектическое познание общества. Начало
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум