Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
   Главная Университет Научный коммунизм Устарел ли марксизм?
I. Что такое марксизм? Содержание II. Социализм, коммунизм
 
   

Законы сохранения и законы обращения общественного капитала.

Математики иногда говорят, что такая-то задача «решается из общих соображений». Под этим они понимают, что решение такой задачи можно получить, исходя только из здравого смысла, не прибегая к специальным математическим доказательствам.

Чтобы проиллюстрировать применение «общих соображений» рассмотрим одну задачу из курса математики за пятый класс средней школы.

Даны два одинаковых стакана объёмом 200 миллилитров. В первом содержится 100 миллилитров чая, во втором – 100 миллилитров молока (смотри рисунок 1).

Рисунок 1.


Некто берёт столовую ложку объёмом 20 миллилитров, зачерпывает 20 миллилитров чая из первого стакана и выливает во второй стакан, где было налито молоко. После этого во втором стакане образуется смесь из 100 миллилитров молока и 20 миллилитров чая (смотри рисунок 2).

Рисунок 2.


После этого он же (после размешивания смеси, необязательно тщательного, или вовсе не размешивая) зачерпывает из второго стакана, где находится уже смесь молока и чая, той же ложкой 20 миллилитров получившейся смеси и выливает её обратно в первый стакан (смотри рисунок 3).

Рисунок 3.


После этих двух переливаний в первом стакане (где сначала был один чай) будет 100 миллилитров смеси, в которой много чая и немного молока. А во втором стакане будет 100 миллилитров смеси, в которой будет много молока и немного чая.

Вопрос:чего больше: в первом стакане молока или во втором стакане чая?

Обычно прилежные пятиклассники пытаются решить эту задачу, составив алгебраические уравнения с двумя неизвестными. Однако такой подход верен лишь в случае тщательного перемешивания после первого шага (смотри рисунок 2). Если же перемешивание не было тщательным, то составление уравнений уже не помогает. Например, если этот некто вообще не будет перемешивать смесь во втором стакане (смотри рисунок 2), то назад (в первый стакан) он сможет случайно вылить только чай (или только молоко).

После того, как школьники понимают, что алгебраический подход здесь не годится, они, как правило, включают интуицию, которая почему-то подсказывает большинству из них, что молока в первом стакане будет меньше, чем чая во втором.

Однако правильный ответ звучит так:

В первом стакане молока будет ровно столько же, сколько во втором стакане будет чая.

Почему? Приведем решение этой задачи, используя упомянутые «общие соображения». Предположим, что после указанных двух переливаний в первом стакане оказалось x миллилитров молока (смотри рисунок 4).

Рисунок 4.


Теперь спросим себя: а сколько тогда в этом первом стакане не хватает чаю? Ответ очевиден: тех же x миллилитров. А где может находиться этот чай? Закон сохранения материи говорит нам, что этот чай может находиться только во втором стакане (смотри рисунок 5).

Рисунок 5.


Следовательно, после описанных двух переливаний молока в первом стакане будет ровно столько же, сколько чая во втором.

Такого разъяснения доказательства, как правило, достаточно для понимания решения этой задачи. Если у Вас возникли вопросы, то для упрощения понимания доказательства Вы можете заменить 100 миллилитров чая на 100 красных шариков, а 100 миллилитров молока на 100 белых шариков того же размера, полагая при этом, что в столовую ложку вмещается 20 таких шариков.

Теперь обратим внимание, какие такие «общие соображения» мы использовали для решения этой задачи. Мы использовали только закон сохранения материи. Мы не использовали алгебру, не считали молекулы чая и молока в процессе переливания. Мы лишь проанализировали, что останется в обоих стаканах после завершения всей операции из двух переливаний, а затем применили закон сохранения материи.

Памятуя о решении этой задачи, обратимся к анализу товарного производства, проведённого Карлом Марксом.

В книге Фридриха Энгельса «Анти-Дюринг» (Глава Х, Отдел второй) [2] и во втором томе «Капитала» (Отдел третий) [3] Карл Маркс дал анализ таблиц Кенэ, описывающих обращение годового совокупного продукта Франции (Франсуа Кенэ – французский экономист домарксовой эпохи, основатель экономической школы так называемых физиократов). Этот анализ привёл Маркса к открытию законов воспроизводства и обращения всего общественного капитала.

Мы сейчас дадим упрощённую схему этого анализа, проведённого Марксом. Наши упрощения не искажают сути, но делают рассуждения Маркса понятнее для читателя без экономического образования.

Как показал Маркс, для первоначального понимания сути обращения капитала и товаров, всё общественное товарное производство отдельно взятой капиталистической страны нужно представить через взаимодействие двух основных производственных подразделений (в зависимости от назначения производимых продуктов).

Подразделение I – предприятия производства средств производства  (производства не предметов личного потребления, а орудий и предметов труда, например, сырья, полуфабрикатов, заводского оборудования, сельскохозяйственных машин, экскаваторов и т.п.).

Подразделение II – предприятия, занятые производством предметов личного потребления (пища, одежда, бытовая техника, жильё и т.п.).

Наш анализ мы начнём с рассмотрения для отдельно взятой рыночной страны годового (за 2010 год) производственного цикла, который в свою очередь разобьём на четыре этапа, как это сделано в анализе Маркса.

Этап №1. Предположим, что за данный год Подразделение I произвело товаров на 6 рублей (6 рублей – чистая абстракция – их можно заменить на триллион рублей, на тридцать миллиардов долларов и т.п.). Из этих 6 рублей часть, равную 2 рублям, предприятия Подразделения I выплатили в качестве как заработной платы своим работникам, так и дивидендов хозяевам предприятий. 

Далее, из общей суммы (6 рублей) товаров предприятия Подразделения I продали предприятиям Подразделения II товаров на сумму 2 рубля. А оставшиеся товары на общую сумму 4 рубля предприятия Подразделения I продали друг другу (то есть эти товары на сумму 4 рубля остались внутри Подразделения I).

 

Рисунок 6.а


Этап №2. Предположим, что за данный год Подразделение II произвело товаров на X рублей. Из этих X рублей часть, равную Y рублям, предприятия Подразделения II выплатили в качестве заработной платы своим работникам и дивидендов хозяевам предприятий. 

Далее, из общей суммы (X рублей) товаров предприятия Подразделения II продали работникам и хозяевам Подразделения I товаров на сумму Z рублей. А оставшиеся товары на общую сумму (Х - Z) рублей предприятия Подразделения II продали своим работникам (то есть эти товары на сумму (Х - Z) рублей остались внутри Подразделения II).

 

Рисунок 6.б

 

Этап №3. На этом этапе происходит денежный расчёт для предприятий Подразделения II. А именно, предприятия Подразделения II  пытаются получить деньги за товар, что был выставлен ими на продажу на Этапе №2. Это

а) деньги за товар на Z рублей, выставленный на продажу работникам и хозяевам Подразделения II,

б) деньги за товар на (X - Z) рублей, выставленный на продажу работникам и хозяевам своего Подразделения I.

Этап №4. На этом этапе происходит денежный расчёт для предприятий Подразделения I. А именно, предприятия Подразделения I  пытаются получить деньги за товар, выставленный ими на продажу на Этапе №1. Это

а) деньги за товар на 2 рубля, что был выставлен на продажу предприятиям Подразделения II,

б) деньги за товар на 4 рубля, выставленный на продажу предприятиям своего Подразделения I.

Спрашивается, каковы должны быть значения X, Y и Z, чтобы товарное производство в 2010 году в нашей отдельно взятой рыночной стране было сбалансированным, то есть, чтобы в этом году в этой стране не возник кризис перепроизводства?

Легко видеть, что если X равно 3 рублям, Y равно рублю, Z равно 2 рублям, то баланс достигается. 

Действительно, у работников и хозяев Подразделения I после окончания Этапа №1 имеется наличных денег ровно 2 рубля и потому они могут купить все товары на Z рублей (равное 2 рублям), что им продало на Этапе №2 Подразделение II.

Далее, у работников и хозяев Подразделения II после окончания Этапа №2 наличных денег ровно Y (то есть 1 рубль), а товаров им «родное» Подразделение II продало на сумму (Х - Z) рублей (то есть ровно на тот же 1 рубль).

Поэтому на этапах 3 и 4 предприятия Подразделений I и II смогут сполна расплатиться за товары, купленные ими друг у друга на этапах 1 и 2.

 

Рисунок 6.в

 

Значит, чтобы достичь сбалансированного товарного производства в отдельно взятой стране достаточно, чтобы хозяева предприятий Подразделения II : 

1) знали заранее значения переменных X, Y и Z (3 рубля , 1 рубль и 2 рубля),

2) организовали своё производство так, чтобы

(a) выпускать товаров на 3 рубля,

(б) выплачивать зарплату и дивиденды на 1 рубль и

(в) продавать товаров работникам и хозяевам Подразделения I ровно на 2 рубля. 

Но что же мешает товаропроизводителям знать значения этих переменных заранее и уметь производить товары именно столько, сколько надо?

Ответ прост: стремление хозяев каждого из предприятий к получению максимальной прибыли, а так как самый лёгкий путь к наращиванию прибыли — расширение существующего производства, то, как результат, — безудержное увеличение производимой товарной массы каждым отдельным предприятием.

Это стремление к максимальной прибыли через безудержное увеличение производимой товарной массы приводит к тому, что на Этапе №2 предприятия Подразделения II в сумме производят товаров уже не на 3 рубля, а куда больше, скажем, на 5 рублей, и потому Подразделение II выставляет работникам и хозяевам Подразделения I товаров на сумму, равную уже не 2 рублям, а рублям. А поскольку наличных денег у работников и хозяев Подразделения I имеется ровно 2 рубля, то оставшиеся выставленные товары (на сумму 2 рубля) купить просто некому. Вот так и возникает кризис товарного перепроизводства.

Рисунок 6.г


 

Заметим, что причины этого кризиса перепроизводства заключены во внутренней природе товарного производства (в погоне хозяев предприятий за максимальной прибылью), а не в недостатках управления товарным производством или в других субъективных причинах. 

Однако схема Маркса подсказывает и выход из кризиса перепроизводства. Если, например, к моменту начала Этапа №2 напечатать денег на 2 рубля и дать их покупателям из Подразделения I, то все выставленные Подразделением II на этом этапе товары уже могут быть куплены.

Но этот акт печатания «лишних» денег и есть процесс их обесценивания, который называется инфляцией. Инфляция в дальнейшем порождает кризисы самого рынка, поскольку неустойчивость денег, как универсального эквивалента стоимости, приводит к хаосу сам товарный обмен, и, следовательно, само товарное производство.

Первые предварительные выводы.

  1. Кризисы и тупики товарного (то есть капиталистического) производства обусловлены самой природой товарного производства, а не внешними факторами (ошибки управления, алчность капиталистов и т.д.).
  2. Исследование, проведённое Марксом, и доказавшее неминуемость кризисов товарного производства, опиралось в основном на законы сохранения и не требовало применения ни каких-то специфических экономических законов, ни, тем более, каких-либо идеологических догм, в чём обвиняют марксизм дипломированные лакеи буржуазии.

Капитализм и колонии.

Хорошо – скажет проницательный читатель – разрушительные кризисы перепроизводства (вроде «великой депрессии») и такая же разрушительная инфляция остались в прошлом, а вот сегодня страны Запада с ними сталкиваются в куда более мягкой форме: перепроизводство там встречается, инфляция тоже есть, но они не имеют сегодня таких катастрофических последствий, как от «великой депрессии», начавшейся в 1929 году, длившейся десяток лет и ставшей основной причиной Второй мировой войны. А вы нам тут говорите, что разрушительные кризисы капитализма неминуемы. В чём же тут дело? – А вот в чём.

Описанная нами схема Маркса рассматривала весь товарооборот между Подразделением I и Подразделением II в рамках одного государства, то есть без учёта внешних экономических связей этого государства (смотри рисунок 6.г). И анализ Маркса доказал, что товарное производство в такой замкнутой системе обречено на разрушительные кризисы, ведущие к краху всего рыночного хозяйства.

Однако развитые капиталистические страны нашли возможность сгладить эти разрушительные кризисы через сверхограбление своих экономических колоний. Сегодня одной большой колонией Запада является весь остальной мир, включая Россию. Опишем теперь, опираясь на нашу схему, этот механизм ограбления. Когда мы говорим «колония», мы, конечно, имеем в виду экономическое закабаление. Но именно такое экономическое закабаление Западом остального мира делает эти формально свободные государства фактическими колониями западного империализма.

Итак, на втором этапе (смотри рисунок 6.г) в замкнутой системе появился переизбыток товаров второй группы стоимостью в 2 рубля. Но этот избыточный товар можно экспортировать, то есть выставить на внешний (по отношению к данному государству) рынок.

Если предположить, что в этот внешний рынок входят только страны Запада, то такой общий западный рынок не решит ни одной проблемы товарного производства этих стран. Чтобы доказать это, мы рассмотрим нашу же схему, где объединим в те же два подразделения все предприятия всех стран Запада, затем рассмотрим те же два этапа производственного цикла, и также получим переизбыток товара на последнем втором этапе.

Но Запад выставляет этот избыточный товар не на своём общем рынке, а на рынке остального мира, то есть в своих колониях.

Но что от этого изменится? – спросит проницательный читатель – мы ведь можем расширить нашу схему на весь мир и тогда опять получим заведомо замкнутую рыночную систему, где на том же втором этапе получим тот же избыточный товар, который уже точно некуда будет девать кроме как на другую планету.

Но в том то и дело, что обмен товарами на внутреннем западном рынке происходит совсем не так, как происходит обмен товарами между Западом и остальным миром (то есть западными колониями).

На внутреннем западном рынке товары обмениваются в среднем равноценно, когда равные стоимости обмениваются на равные стоимости (стоимость товара определяется количеством общественно необходимого для производства этого товара труда).

Другое дело, когда западный товар поставляется на рынок колониальный. Здесь уже обмен идёт не равноценный, а совершенно грабительский. Это когда западный товар (например, один персональный компьютер) обменивается на товар местного производства (например, 10 тонн сахара), при этом, количество труда, вложенного в производство западного товара (персонального компьютера), в несколько раз меньше количества труда, вложенного в производство местного товара (10 тонн сахара). То есть стоимость персонального компьютера в несколько раз меньше стоимости 10 тонн сахара, но цена на мировом рынке у этих товаров одинакова (!). И западный товародержатель, продав один свой персональный компьютер в Южной Америке, покупает на вырученные деньги 10 тонн сахара, следовательно, львиная доля полученной им стоимости есть прибавочная стоимость – то есть результат эксплуатации пролетариата колонии. Таким образом, товаропроизводитель с одного компьютера получает не только прибавочную стоимость, произведённую его наёмными работниками, но и прибавочную стоимость, произведённую работниками колоний, причём последнюю он получает только как результат своего выхода на внешний (колониальный) рынок. Заметим между делом, что именно в этом заключается «секрет» экономических успехов так называемой «шведской модели социализма» и других стран Запада, экономика которых ориентирована на экспорт. Получая лишь от самого факта экспорта своих товаров колониальную прибавочную стоимость, капиталисты таких стран-экспортёров могут не только значительно ослабить эксплуатацию своих наёмных работников, но и даже поделиться с ними этой самой колониальной прибавочной стоимостью.

Но этим грабительским обменом процесс сверхограбления колоний вовсе не исчерпывается. Более того, такой прямой грабительский обмен сам по себе никак не может решить проблему перепроизводства товаров, указанную нашей схемой. Потому что колонии должны не только обменять тот избыточный западный товар (смотри рисунок 6.г) на свой товар, но и выплатить Западу сверх того те недостающие два рубля. Но откуда колонии возьмут эти деньги? – У Запада.

Чертовщина какая-то – скажет читатель – Запад даёт деньги колониям, только затем, чтобы те оплатили покупку избыточного западного же товара. Но штука в том, что Запад не даёт эти деньги просто так, а даёт их взаймы, как товарный кредит, под грабительские проценты.  Этим Запад убивает сразу четырёх зайцев:

  1. не наводняет этими деньгами свой западный рынок, избегая разрушительной инфляции;
  2. получает через этот товарный кредит оплату избыточного товара;
  3. получает от колоний огромную прибыль в виде процентов за кредит;
  4. закабаляет колонии экономически, превращая их в вечных должников.

Теперь наша схема замкнутого товарооборота (рисунок 6.г) преобразуется в схему товарооборота с участием колоний, как показано на рисунке 7. 

 

Рисунок 7.

 

Тот же проницательный читатель может спросить: почему же схема ограбления колоний, показанная на рисунке 7, не смогла спасти мировой капитализм от тяжелого мирового  кризиса 2008 - 2009 годов? Попробуем разобраться. Напомним, что упомянутый кризис начался в США, как "ипотечный кризис", то есть, как кризис перепроизводства построенного и продаваемого в кредит жилья. Будь это другой предмет потребления, его излишки продали бы в колонии и тем самым сгладили бы кризис перепроизводства, но излишки жилья (как недвижимого имущества) продать в колонии было невозможно. Конечно, причины кризиса 2008 - 2009 годов лежат глубже "ипотечного кризиса" - и мы будем их разбирать подробно в нашем курсе "Основы марксистской политэкономии", - но невозможность продать излишки жилья в колонии стала одной из важнейших причин разразившегося мирового кризиса.

Заметим, что схема реального мирового товарооборота гораздо сложнее нашей новой схемы, потому что мы для простоты вывели из первоначальной схемы (рисунок 6) государственные органы, банки, и другие паразитические структуры. Не учтён в этой схеме также экспорт средств производства и оружия. Однако неучтённые здесь моменты не искажают общей картины ограбления Западом колоний, более того, эти моменты лишь усиливают это ограбление. Глубокий научный анализ процесса ограбления западным империализмом остального мира дан в работе В.И. Ленина «Империализм как высшая стадия капитализма» [4].

 

 
I. Что такое марксизм? Содержание II. Социализм, коммунизм
   Главная Университет Научный коммунизм Устарел ли марксизм?
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум