Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Формирование общества. Феодальная формация
   I. Второй период формирования общества. Содержание III. Развитие феодальной формации.
 
 
II. Типичное строение феодального общества в целом
 

Естественно возникшие связи людей друг с другом и с остальной природой ещё не вполне преобразованы исторически возникшими отношениями людей друг к другу и к остальной природе. Те и другие относятся друг к другу уже не как существенно различные стороны (таково их отношение в рабовладельческом обществе), а как существенные противоположности. Противоположность есть такое отношение сторон (например, «я и не я»), когда стороны взаимно исключают друг друга, и именно их взаимоисключение, их взаимоотрицание представляют собой их связь друг с другом.

Общественные производительные силы в определенной мере ещё слиты с естественно возникшим отношением к природе: во-первых, земледелец продолжает оставаться (хотя и на качественно иной ступени) и производителем, человеком труда, и средством производства, он ещё в значительной степени как природное тело связан с землей. Во-вторых, земля преимущественно естественно возникшее, а не созданное трудом средство производства.

Производственные отношения также ещё существуют отчасти нерасчленённо с естественно возникшими отношениями людей друг к другу и к остальной природе, не произошло ещё полного отчленения производственных отношений от производительных сил.

Известная нерасчленённость ещё сохраняется также, если сопоставлять друг с другом способ производства, надстройку, формы общественного сознания. Относительная самостоятельность надстройки и форм общественного сознания по отношению друг к другу и по отношению их к способу производства при феодализме возрастает. Следовательно, возрастает и опосредованность их связи. Вместе с тем имеет место и ещё незавершившееся отчленение их друг от друга.

На первом плане остаётся расчленение общества по степени и характеру отношения членов общества к естественно возникшим связям. Мы уже отмечали, рассматривая рабовладельческое общество, что различия по степени и характеру отношения членов общества к естественно возникшим связям есть не просто различия в естественно возникших связях самих по себе: с возникновением и развитием частной собственности эти различия всё больше определяются преломлением отношений частной собственности через естественно возникшие связи. Таковы сословные различия. В развитии феодализма классовое деление общества играет ведущую роль, однако существует и проявляется через сословное деление.

Любопытно, что для рабовладельческого общества характерно несовпадение сословного и классового деления. Рабы вообще исключены из сословного деления, поскольку они остаются именно рабами, а не занимают то или иное промежуточное положение между рабами и свободными. Рабовладельцы как таковые не выделяются в особое сословие.

Для феодального общества характерно уже совпадение сословного и классового деления. Хотя, конечно, полного совпадения не наблюдается: крестьянство принадлежит к одному сословию, значительная часть (но не все) частных земельных собственников в развитом феодальном обществе принадлежит к нескольким сословиям, в совокупности охватывающим собой почти весь класс частных земельных собственников (например, князья, дворянство, духовенство, скажем, в Германии XIV века).

В этом значительно большем (по сравнению с рабовладельческим обществом) совпадении сословного деления с классовым при феодализме проявляется качественно новая стадия развития частнособственнических отношений и преобразования последними естественно возникших отношений.

В рабовладельческом обществе отношение рабовладельцев к рабу как к объекту, как к средству производства, безусловно, преобладало. Следовательно, отношение между рабом и рабовладельцем не есть производственное отношение разных людей друг к другу, а есть отношение человека к средству производства (рабу).

При феодализме преобладание отношения к непосредственному производителю как к объекту начинает сменяться преобладанием отношения к нему как к субъекту. Но в масштабах всемирно-исторического развития это есть ещё лишь период перехода от первого ко второму.

Таким образом, если отношение рабовладельца к рабу есть главным образом отношение человека к остальной природе (куда входит раб), если рабовладелец относится к рабу как к естественно возникшему средству производства, то отношение феодала к непосредственному производителю является уже переходным от отношения к нему как средству производства к отношению к нему как к человеку.

В рабовладельческом обществе рабы по преимуществу ещё не собственно класс людей, а класс средств производства, природных тел, используемых в качестве средств производства, следовательно, отношения класса рабовладельцев и класса рабов не есть производственные отношения. Частнособственнические производственные отношения ещё не проникают решающим образом внутрь самого процесса производства. Производственными отношениями они всё же оказываются потому, что рабы остаются людьми, и внутри отношения рабовладельца и раба как субъекта и объекта присутствует в качестве подчиненного, но существенно отличного момента отношение рабовладельца и раба как отношения субъектов друг к другу.

При феодализме впервые в истории человечества эксплуататоры начинают относиться к эксплуатируемым как к связанным с ними «естественно возникшей» связью (через отношение к земле) средствам производства. И вместе с тем одновременно эти отношения эксплуататоров и эксплуатируемых превращаются в отношения субъектов друг к другу, то есть собственно производственные отношения.

Таким образом, впервые в истории человечества собственно производственные отношения эксплуататоров и эксплуатируемых получают относительно самостоятельное существование, но в ещё не преодолённой окончательно оболочке «естественно возникших» отношений.

Отсюда следует, что границы основных классов феодального общества должны в значительно большей, чем границы класса рабовладельцев, степени совпадать с сословным делением. Каждый из них значительно более чётко охватывался сословием или группой сословий. И в первую очередь это касается класса эксплуатируемых. Ибо эксплуатируемые при феодализме впервые в истории включены в жизнь общества не только в качестве средств производства, но также в качестве членов производственных отношений.

В рабовладельческом обществе производственные отношения в их относительной самостоятельности имеют место главным образом в отношениях рабовладельцев друг к другу. Производственные отношения в их относительной самостоятельности не выделились в самом процессе производства: производственные отношения в них относительной самостоятельности имеются пока в сфере распределения, обмена, потребления как отличных от собственно процесса производства. Лишь при феодализме производственные отношения впервые начинают решающим образом проникать внутрь процесса производства, вычленяться в нём, хотя ещё не вычленяются полностью.

Диалектика производительных сил и производственных отношений.

Широкому применению ручных железных орудий земледельческого труда в конечном итоге соответствует частная собственность на средства земледельческого труда. Широкое применение ручных железных орудий земледельческого труда в конце концов оказывается несовместимым с применением рабского труда, ибо применение железа открывает принципиально новые, неизмеримо более широкие и глубокие возможности создания сложных по форме и устройству, более прочных орудий, нежели каменные, деревянные, медные, бронзовые. Между тем рабовладельческие отношения по мере их развития, по мере превращения раба в объект, «говорящий инструмент» всё больше тормозят общественное развитие.

Лишь при устранении рабства могла быть открыта широкая дорога распространению и совершенствованию железных земледельческих орудий. Однако использование земли, этого естественно возникшего средства производства, в качестве основного средства производства не позволяло устранить естественно возникшую связь людей с землей, а потому и друг с другом. То есть не позволяло полностью устранить телесную зависимость эксплуатируемых производителей от эксплуататоров, что, в конце концов, тормозило распространение и совершенствование железных орудий. Вследствие этого образовалась такая историческая форма общества, при которой эксплуатируемые непосредственные производители, во-первых, относятся как частные собственники средств земледельческого труда к эксплуататорам как частным собственникам земли, во-вторых, остаются вместе с тем связанными с землей естественно возникшей связью. А через посредство естественно возникшего отношения к земле они связаны такого же рода связью и с эксплуататором, являющимся с такой точки зрения естественным, природным собственником земли. Сам такой собственник в свою очередь принадлежит земле как её придаток.

Непосредственный производитель со своими средствами земледельческого труда как бы нанимается к частному собственнику земли, а частный собственник земли как бы платит ему за труд и за применённые непосредственно производителем средства труда.

Уже тут имеется в неразвитом виде товарное отношение и переворачивание на поверхности действительных отношений: создаётся объективная видимость, что собственник земли благодетельствует, опекает непосредственного производителя.

Между тем собственник земли при этом своим трудом ничего не производит, а лишь присваивает часть труда непосредственного производителя.

Но товарное отношение при господстве частной земельной собственности не может быть развитым, ибо главную роль в производстве продуктов земледелия играют естественные процессы, а труд земледельца скорее создает внешние условия для протекания этих процессов, то есть не преобразует их внутреннюю природу. При этом самым существенным компонентом производства служит земля.

Часть земледельческой продукции присваивает собственник земли, часть остаётся непосредственному производителю. Та часть, которая переходит в руки земельного собственника, представляет собой феодальную ренту. Общепринято считать феодальную ренту сугубо экономическим отношением. Мы полагаем, что это образование менее развитое, чем это обычно представляют. Феодальная рента есть историческая форма присвоения феодалом части труда непосредственного производителя, существующая при наличии ещё сохраняющегося естественно возникшего отношения к земле, и это отношение необходимо входит как момент в феодальную ренту.

Поскольку и эксплуататоры и эксплуатируемые относятся к земле как к естественно возникшему средству производства, а значит, и к взаимному отношению как к естественно возникшему, постольку это отношение устойчиво, воспроизводится в течение многих поколений, изменяется медленно. Поэтому и в целом общественные отношения при феодализме изменяются очень медленно, хотя и быстрее, чем в рабовладельческом обществе.

Поскольку упомянутое отношение остаётся естественно возникшей связью с землёй и через это друг с другом, постольку основными силами, поддерживающими эту связь, оказываются силы, характерные для родоплеменной общины, – обычаи, традиции. Поскольку же естественно возникшая связь разлагается частнособственническими отношениями, постольку основной силой становится принуждение.

 

 
   I. Второй период формирования общества. Содержание III. Развитие феодальной формации.
  Главная Университет Научный коммунизм Формирование общества. Феодальная формация
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум