Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Формирование общества. Феодальная формация
   II. Типичное строение феодального общества в целом. Содержание IV. Место и роль феодальной формации в истории.
 
 
III. Развитие феодальной формации
 

Феодализм, как и всякий процесс развития, проходит стадии

  • начала (подготовки возникновения сущности),
  • первоначального возникновения сущности,
  • формирования,
  • зрелости,
  • упадка и умирания.

Подготовка возникновения феодального общества.

Создание исторических предпосылок феодального общества происходит в недрах рабовладельческого общества. Важнейшими необходимыми историческими предпосылками феодализма, образующимися в недрах рабовладельческого общества, являются:

во-первых, изготовление и распространение орудий и оружия из железа;

во-вторых, перерастание рабовладельческих землевладельческих хозяйств в крупные хозяйства.

Первоначальное возникновение феодализма.

Это есть период смены рабовладельческой формации феодальной.

Стадия формирования феодализма.

Это стадия, на протяжении которой основная масса крестьянства приобретает в свою собственность средства земледельческого труда и надел земли в наследственное пользование, а феодалы превращаются в наследственных владельцев земли.

Зрелость.

Расцвет феодализма достигается тогда, когда при сохранении естественно возникшей связи непосредственного производителя с землёй и с собственником земли непосредственный производитель-земледелец имеет максимальную заинтересованность в своём труде, в его результатах.

А это возможно лишь в том случае, если непосредственный производитель-земледелец имеет в своей собственности средства земледельческого труда и ему выделен феодалом в нерушимо наследственное пользование надел земли, то есть такое наследственное пользование, нарушение которого тем или иным феодалом или тем или иным непосредственным производителем-земледельцем есть нарушение нормальных отношений. При нерушимо наследственном пользовании наделом земли владение землёй почти переходит в право частной собственности на землю, то есть право владения землёй достигнет своего предела, за которым уже лежит право частной собственности на землю.

Такому отношению непосредственного производителя к земле в наибольшей степени соответствует нерушимо наследственная собственность феодалов на землю. Но собственность феодалов на землю на стадии расцвета, зрелости феодализма не может быть чисто частной или по преимуществу частной собственностью. Последняя несовместима с нерушимо наследственным владением землей. Право чисто частной собственности на землю необходимо связано с правом свободы завещания. Высшим же выражением нерушимости наследственного владения землей феодалами является майорат – передача земли по наследству именно старшему сыну.

В самой сути таких отношений заключена помимо исторически возникших общественных отношений естественно возникшая связь феодалов друг с другом. При наличии мелких крестьянских хозяйств крупные земельные владения могли быть устойчивы лишь через систему промежуточных земельных владельцев. Если непосредственной производительной единицей служит хозяйство непосредственного производителя-земледельца, отрабатывающего наследственный земельный надел при помощи принадлежащих ему средств земледельческого труда, то наиболее соответствующим этому хозяйству устройством класса землевладельцев будет в конечном счете иерархическое землевладение феодалов. А высшим выразителем этой иерархии оказывается верховный феодальный владелец земли – король, царь и т. п.

Вся эта система, поскольку имеют место естественно возникшие связи, держится силой обычаев, традиций (эти связи служат оболочкой и отношений феодалов и непосредственных производителей-земледельцев, и отношений феодалов друг к другу). Поскольку же развиваются частнособственнические, классово-антагонистические отношения, постольку главным средством сохранения и развития этой системы в целом становится принуждение.

Зрелому феодализму соответствует в наибольшей степени оброчная земельная рента, становящемуся феодализму – отработочная, а загнивающему – денежная феодальная земельная рента.

Стадия загнивания, умирания феодализма.

Пределом экстенсивного развития феодализма служит использование всей территории Земли, доступной для обработки при помощи железных орудий труда. Интенсивное развитие феодализма происходит в конечном счёте на основе совершенствования железных средств земледельческого труда и развития культуры использования земли. Кроме того, устранение рабства, по крайней мере, в конце концов, если не сразу, должно было привести и к поискам обеспечения труда, к росту потребности в рабочей силе, к росту заинтересованности в увеличении производительности труда. Поэтому, хотя использование природных сил (силы воды, ветра, быков, волов, лошадей) для приведения в движение средств труда началось еще до феодализма, только при феодализме оно стало широким и характерным. Так, например, водяное колесо, изобретённое ранее, широко распространяется только по мере утверждения феодализма. Средства обработки земли, изготовляемые из железа, по своей природе (твёрдости и прочности) открывали возможность широкого использования твёрдых земель. Но для реализации этих возможностей требовалась также и двигательная сила, более мощная, чем человеческая, и более эффективная, чем сила быков, волов. Такой силой оказалась сила лошади. Именно для феодализма характерно полное и широкое использование силы лошади (благодаря распространению современной упряжи с мягким хомутом, постромками и оглоблями, а также железных подков). Устранение рабства, установление феодальных отношений усилили заинтересованность непосредственных производителей в совершенствовании средств труда по обработке продуктов земледелия и скотоводства – всё это и открыло возможности использования более сложных средств труда, чем те, которые использовали рабы.

Наиболее сложных приспособлений для обработки продуктов земледелия и скотоводства требовало изготовление одежды. В феодальную эпоху распространились и были усовершенствованы прядильный и ткацкий станки, коренным образом отличавшиеся от тех аналогичных приспособлений, что были распространены в древнем мире.

Совершенствование железных средств труда и вооружения, всё более широкое использование железа для изготовления средств обработки земли и продуктов земледелия и скотоводства вызывали к жизни развитие добычи железной руды, металлургии, совершенствование столярных и токарных инструментов.

Усложнение труда по обработке продуктов земледелия, скотоводства, добычи (полезных ископаемых), а также по изготовлению средств труда вызвало в конце концов отделение теперь уже в условиях феодализма ремесла от земледелия. Возможность этого предоставлялась достаточно высокой производительностью труда.

Отделение ремесла от земледелия и скотоводства произошло ещё с переходом к скотоводству и земледелию, существовало и развивалось в рабовладельческом обществе. Ремесло есть не что иное, как особый вид труда, заключающийся во вторичной, третичной и т.д. обработке продуктов земледелия, скотоводства, добычи главным образом ручными орудиями труда в мелких и средних масштабах.

Ремесло, развивающееся при феодализме и концентрирующееся в городах, остаётся включённым в феодальные отношения.

Ремесленники, горожане вначале остаются феодально зависимыми. В связи с преобладанием натурального хозяйства рынок сбыта относительно невелик, рост рынка, как и развитие феодализма, происходит очень медленно. Отсюда регламентация ремесленного производства, ограничение его масштабов. Ограниченный рынок, борьба с произволом феодалов, бегство крепостных в города – вот что преимущественно вызывало объединение ремесленников в корпорации и – в предельном случае – в союз корпораций. Развитый феодализм характеризуется образованием центров феодально организованного ремесла. Как в земледелии основной хозяйственной ячейкой было мелкое хозяйство земледельца, наследственно владеющего небольшим земельным наделом, так в городах, соответствующих развитому феодализму, ремесло было наследственным, с передачей мастерской, средств  труда и т. д. по наследству. Ремесленники могли обрабатывать также и участки земли.

Развитие отделения ремесла от земледелия в истории феодализма и в последующей истории общества имело огромное значение. Отделялось феодальное ремесло от феодального земледелия. Но тем самым на качественно иной уровень поднималось раздвоение «естественно возникших» связей и частнособственнических, исторически возникших отношений.

Основой частнособственнических отношений в феодальном земледелии были изготовление и распространение средств производства, созданных трудом.

Основой «естественно возникших» связей в феодальном землевладении было использование земли, этого главным образом естественно возникшего средства производства.

Определяющим средством производства в феодальном землевладении была земля.

Напротив, определяющими средствами производства в феодальном ремесле были средства производства, созданные трудом. Именно отделение ремесла было отделением частнособственнических отношений в относительно самостоятельную область существования. Хотя в целом в рамках развитого феодализма и феодализма вообще главенствующим видом труда оставалось земледелие, а ремесло – подчиненным, зависимым.

По отношению к ремеслу в рабовладельческом обществе ремесло в феодальном обществе развивалось на качественно иной основе, в качественно иной среде и в конечном счете развилось качественно иначе. Ни при первобытнообщинном строе, ни в рабовладельческом обществе возможности распространения ремесла не лежали в самой сути общества.

Напротив, в феодальном обществе,

во-первых, развитие средств труда идёт главным образом по пути развития средств труда не из камня, дерева, меди, бронзы, а из железа, то есть из материала, который впервые по своей природе соответствует средствам труда, не естественно возникшим, а созданным трудом;

во-вторых, основная масса непосредственных производителей имеет собственность на средства труда, чего никогда прежде не было.

Отделение феодального ремесла – это начало капитализма, подготовительный этап возникновения капитализма. Однако сущность капитализма ещё не возникла, капитализма ещё нет.

По мере роста производительности земледельческого труда, отделения ремесла от земледелия и концентрации ремесла в городах растёт обмен излишками продукции, развиваются товарно-денежные отношения, но развиваются в соответствии с темпами всего феодального развития, весьма медленно. Тем не менее, рынок постепенно растёт, растут и его масштабы, и ассортимент предметов, поступающих на рынок. Возможности для роста рынка прежде всего и главным образом определяются возможностями развития ремесла, которые при феодализме принципиально шире и глубже, чем на предшествующих стадиях развития человечества.

Разложение феодальных отношений может идти двумя путями. Говоря об этих путях, В.И. Ленин писал в работе «Аграрная программа социал-демократии в первой русской революции 1905-1907 годов»:

«Гвоздем борьбы являются крепостнические латифундии, как самое выдающееся во­площение и самая крепкая опора остатков крепостничества в России. Развитие товарно­го хозяйства и капитализма с абсолютной неизбежностью кладет конец этим остаткам. В этом отношении перед Россией только один путь буржуазного развития.

Но формы этого развития могут быть двояки. Остатки крепостничества могут отпа­дать и путем преобразования помещичьих хозяйств и путем уничтожения помещичьих латифундий, т. е. путем реформы и путем революции. Буржуазное развитие может ид­ти, имея во главе крупные помещичьи хозяйства, постепенно становящиеся все более буржуазными, постепенно заменяющие крепостнические приемы эксплуатации буржу­азными, — оно может идти также, имея во главе мелкие крестьянские хозяйства, кото­рые революционным путем удаляют из общественного организма «нарост» крепостни­ческих латифундий и свободно развиваются затем без них по пути капиталистического фермерства.

Эти два пути объективно-возможного буржуазного развития мы назвали бы путем прусского и путем американского типа. В первом случае крепостническое помещичье хозяйство медленно перерастает в буржуазное, юнкерское, осуждая крестьян на деся­тилетия самой мучительной экспроприации и кабалы, при выделении небольшого меньшинства «гроссбауэров» («крупных крестьян»). Во втором случае помещичьего хозяйства нет или оно разбивается революцией, которая конфискует и раздробляет феодальные поместья. Крестьянин преобладает в таком случае, становясь исключи­тельным агентом земледелия и эволюционируя в капиталистического фермера. В пер­вом случае основным содержанием эволюции является перерастание крепостничества в кабалу и в капиталистическую эксплуатацию на землях феодалов — помещиков — юн­керов. Во втором случае основной фон — перерастание патриархального крестьянина в буржуазного фермера».

Мы в дальнейших наших лекциях ещё не раз вернёмся к этим двум путям, понимание которых исключительно важно для понимания развития трёх русских революций. А сейчас заострим наше внимание на следующем:

Подобно рабовладельческой формации, феодальная формация не может перейти на следующую, более развитую стадию формирования человеческого общества путем классовой борьбы основного эксплуатируемого класса. Как для начавшегося кризиса рабовладельческого общества свойственны крупные восстания рабов, так для феодализма, переходящего на стадию упадка, характерны крупные крестьянские восстания. Однако и восстания рабов, и восстания крестьян, хотя и расшатывали соответствующий строй, вместе с тем были бесперспективными: в случае победы возможны были либо возвращение к тому, против чего шла борьба, либо попытка возврата к самым ранним стадиям развития. Смена каждой из этих формаций вследствие действий основных сил, определяющих лицо формации, была бы сменой, производимой сверху.

Применительно к феодальной формации это означало бы постепенное приспособление феодалов к требованиям растущего рынка и содействие развитию товарно-денежных отношений. Вместе с тем в обоих случаях смена формаций путём революции сверху маловероятна. Первого случая мы уже коснулись ранее, остановимся на втором. Феодализму свойственна замедленность развития, огромная роль обычаев, традиций, устойчивость ’еще сохраняющихся естественно возникших связей. Феодалы – продукт и компонент такого общества. Поэтому они, приспособляясь к растущим товарно-денежным отношениям, всячески сопротивляясь этому росту. Когда же товарно-денежные отношения разовьются, приобретут зрелые формы, разовьются и уже нефеодальные общественные силы, которые сметут феодализм.

Революция сверху («прусский путь»), в результате которой феодальная формация сменяется капиталистической, в какой-то мере приближающаяся к чистому виду, имеет место тогда, когда феодалы в междоусобицах уничтожают друг друга, а их место занимают собственники, выросшие почти исключительно на почве товарно-денежных отношений.

Совсем не то происходит при капитализме, когда один из основных классов капиталистического общества, порождаемый внутренним развитием последнего, и притом эксплуатируемый класс является носителем более развитой стадии формирования общества.

На первых двух стадиях формирования человеческого общества – рабовладельческой и феодальной – смена стадий осуществляется главным образом не путём сил, созданных их внутренним развитием, а преимущественно благодаря действию сил внешних. Хотя при этом внутреннее развитие уже есть необходимость, и внешние силы действуют именно на необходимое внутреннее развитие, в своём действии преломляясь через внутреннее развитие.

Смена рабовладельческого общества феодальным происходила при воздействии на рабовладельческое общество внешней по отношению к нему и не порождённой им с необходимостью силы – силы общества, находящегося на этапе разложения предшествующей стадии общественного развития.

Смена феодального общества капиталистическим тоже происходит в борьбе против феодализма внешних по отношению к нему сил, сил капиталистического, будущего по отношению к феодализму, общества.

Существенная разница заключается в том, что это есть внешняя для сущности феодализма сила, но порождается она внутренним развитием феодализма. Капитализм же уничтожается внутренней для его сущности силой (силой пролетариата), порождённой его внутренним развитием.

Таким образом, источник, саморазвития общества постепенно формируется, чем ближе к началу формирования, тем более значительно воздействие сил, внешних для данной стадии формирования человеческого общества, на внутреннее развитие этой стадии. И наоборот.

 

 
   II. Типичное строение феодального общества в целом. Содержание IV. Место и роль феодальной формации в истории.
  Главная Университет Научный коммунизм Формирование общества. Феодальная формация
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум