В этом разделе мы рассмотрим подробнее типы личностей с точки зрения их жизненных программ и целей, чтобы затем перейти к рассмотрению строения общества как социальной программы развития личности.
Личность предпосылочного типа, это как бы предличность, зародышевая, «эмбриональная» личность. Как правило, речь идёт об отрочестве и юности индивидуумов с таким предпосылочным типом личности, когда жизненная программа такой личности ещё не сформировалась, когда человек ещё не вступил непосредственно в производственные отношения с другими членами общества. Жизненные цели только намечаются, но существующие производственные отношения уже влияют на формирование жизненной программы человека, правда, пока ещё опосредовано – через семью, через ближайшее окружение, через созерцание и первые попытки осмысления общества и своего места в нём.
Центр жизненной программы такой личности – потребление материальных благ, удовлетворение потребностей в поддержании собственного физического существования.
Более развитой разновидностью такого типа личности является личность, жизненная программа которой сосредоточивается не только на поддержании своего собственного физического существования посредством потребления материальных благ, но и на обеспечении того же для индивидов, с которыми данный индивид связан отношениями продолжения рода (в капиталистическом обществе это, как правило, - семья индивида).
Для личностей такого типа производство, труд – только средство поддержания физического существования (своего или тех, с кем они связаны отношениями по продолжению рода). Поэтому такая жизненная программа стихийно тяготеет к перерастанию – при благоприятных условиях – в паразитическую жизненную программу, а личность – в паразитическую личность.
Если жизненная программа человека концентрируется только на потреблении готового, то это – паразитическая программа. Как мы увидим далее, такая паразитическая личность есть разрушение личности.
Обе эти крайности вырастают на основе такого развития материальной жизни общества, которая обусловливает отношение к труду, производству только как средству поддержания физического существования, как к проклятию. Трудится в таких условиях тот, кто не может избежать труда. Привлекательным же, идеальным состоянием видится возможность потреблять без затраты труда. Поэтому существует тенденция появления и существования паразитических личностей.
Жизненная программа личностей такого типа сосредоточивается на труде не как средстве для поддержания физического существования, но ради удовлетворения потребности получения результата, успеха своего труда.
Поддержание физического существования – своего или также тех людей, с которыми данный индивид связан отношениями по продолжению рода, – остается необходимым моментом в жизненной программе, но ему отводится подчиненная роль.
По сути дела, потребность в труде ради труда у таких личностей еще неустойчива.
Жизненная программа личностей такого типа также сосредоточивается на труде не как средстве для поддержания физического существования, а ради наслаждения процессом труда, ради потребности в самом процессе труда. Результат же продолжает быть необходимым, но низводится на роль подчиненного момента труда. Потребность в труде ради труда у таких личностей становится внутренней, устойчивой.
Главное в жизненной программе такой личности – подчинённость общественным условиям, но как неизбежным. Это такая конформистская (то есть осознанно приспособленческая) личность, которая сознательно подчиняется существующим общественным условиям как неизбежно и необходимо (а, следовательно, вечно) существующим.
Заметим, что первый и второй типы личностей – конформистские по своей сути, но в большинстве своём – конформистские бессознательно.
Жизненная программа такого типа личностей определяется главным образом осознанием своего места в обществе, осознанием общественных связей, отношений и своего единства с обществом. Такой тип личности возможен постольку и настолько, поскольку и насколько существует единство материальных интересов индивида и общества, а преобладать он может только при преобладании в обществе единства индивидуальных и общественных материальных интересов. Главным у личностей такого типа становится жизнедеятельность ради общественных интересов, ради человечества, то есть жизнедеятельность в качестве сознательно-общественногосущества.
Отличие этих личностей от личностей четвёртого типа – свобода выбора общественных целей. (Свобода есть познание необходимости и преобразование людьми как общественными существами действительности на основе познанной необходимости.) Подчеркнём ещё раз: только личность, осознавшая своё место в обществе, осознавшая общественные связи, отношения и своё единство с обществом, есть свободная личность.
В обществах, в которых развитие совершается через противоположность, через противоречие материальных интересов, материальные интересы той или иной части общества могут по преимуществу совпадать с развитием человечества в целом, а интересы другой (или других) части общества – по преимуществу не совпадать с развитием человечества в целом.
Тогда именно на позициях той части (или тех частей) общества, материальные интересы которой в основном совпадают с развитием человечества в целом, становится возможным появление личностей этого типа.
Мы знаем, что борьба различных частей общества друг с другом из-за противоположных, противоречащих материальных интересов есть борьба сплошь и рядом смертельная. Поэтому борьба за развитие человечества, за общественные цели как главные цели личной жизни требует самоотверженности, доходящей в крайних случаях до принесения в жертву общественным целям своей жизни.
Н. Г. Чернышевский в образе Рахметова выразил идеальный тип революционера, необходимость приближения к которому тем настоятельнее, чем острее классовая борьба, чем отчётливее и напряжённее противоположность материальных интересов. И пока существуют в обществе существенные различия, противоположность, противоречие материальных интересов, личности рассматриваемого типа невозможны без той или иной степени самоотверженности, самопожертвования.
Самоотверженность, самопожертвование (а значит, и аскетизм) – характерные качества личности этого типа в условиях преобладания в обществе противоположных, противоречивых материальных интересов. Но потребность в них оказывается существенной и при наличии хотя и не противоположных, но всё же существенных различий материальных интересов в обществе (что всегда было и будет на первой фазе построения коммунистического общества). Реализация самоотверженности, самопожертвования означает подрыв существования тех или иных проявлений личности, вплоть до её физического самоустранения.
Если реализация самоотверженности, самопожертвования у личностей этого типа оказывается устойчивой тенденцией, то она означает деформацию личности, вплоть до ее полного устранения.
Но следует со всей решительностью подчеркнуть, что личности этого типа в условиях существенного различия, противоположности, противоречия материальных интересов с необходимостью должны обладать способностью к самоотверженности, к самопожертвованию. Более того, личность достигает наивысшего своего развития только тогда, когда «дело жизни», главная жизненная цель, доминирующая внутренняя потребность – это деятельность для и ради общества. В таком случае, если эта внутренняя потребность для своего осуществления нуждается в жизни индивида, он отдает её, приносит в «жертву».
Даже в условиях существующего в основном единства материальных интересов подлинная, а не мнимая личность такого рода сохраняет готовность к проявлению самоотверженности, самопожертвования.
Перед нашими глазами – плеяда тех, чья жизнь вся без остатка была отдана борьбе за счастье человечества: К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин, И.В. Сталин, тысячи и тысячи их соратников, коммунистов, о которых великий пролетарский поэт сказал, стоя на Красной площади у кремлёвской стены:
Кто костьми,
кто пеплом
стенам под стопу
улеглись…
А то и пепла нет.
От трудов,
от каторг
и от пуль,
и никто почти –
от долгих лет.
Однако глубоко заблуждаются те, кто представляет жизнь коммунистов революционеров только как непрерывное самоотречение, жизнь, в которой человек вынужден «держать душу за крылья». В очерке «В.И. Ленин» Максим Горький вспоминал:
Он слишком мало обращал внимания на себя для того, чтобы говорить о себе с другими, он, как никто, умел молчать о тайных бурях в своей душе. Но однажды, в Горках, лаская чьих-то детей, он сказал:
- Вот эти будут жить уже лучше нас; многое из того, чем жили мы, они не испытают. Их жизнь будет менее жестокой.
И, глядя в даль, на холмы, где крепко осела деревня, он добавил раздумчиво:
- А всё-таки я не завидую им. Нашему поколению удалось выполнить работу, изумительную по своей исторической значительности. Вынужденная условиями жестокость нашей жизни будет понята и оправдана. Всё будет понято, всё!
«Работа, изумительная по своей исторической значительности» – вот что такое жизнь коммуниста-революционера.
При гармоническом существовании личности пятого типа её жизнедеятельность ради общих интересов не вступает в противоречие ни с удовлетворением материальных потребностей для поддержания своего биологического существования и биологического существования лиц, с которыми этот человек связан отношениями продолжения рода, ни с трудом ради удовлетворения потребности в труде. Тем не менее, пусть и потенциально, «готовность к самопожертвованию» у такой личности необходимо сохраняется.