На стадии анализа мы рассмотрим труд как логический объект, как труд вообще.
Читателю не следует пугаться появления в наших лекциях таких философских категорий, как «логический объект», как «труд вообще». На прошлой лекции, говоря о процессе потребления, мы на самом деле уже рассматривали этот процесс как логический объект, как потребление вообще. Выделяя при этом те стороны процесса потребления, которые свойственны не какому-то отдельному способу потребления (например, потреблению котом сметаны), а потреблению вообще.
Труд вообще включает следующие компоненты:
- человек как субъект труда,
- предмет труда (например, семена пшеницы, земля),
- средства труда (например, мотыга, соха, серп),
- результат, или продукт, труда (например, собранный урожай пшеничного зерна).
Эти компоненты и есть те простейшие отношения, диалектическое взаимодействие которых образует труд.
Рассмотрев компоненты труда, как его простейшие отношения, мы переходим к этапу синтеза. На этом этапе мы рассмотрим внутренние взаимосвязи компонентов труда, их взаимосвязи с человеческими потребностями, чтобы выделить внутренние противоречия труда, как источник его развития.