Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
Главная Университет Научный коммунизм Переход от простейшего отношения к сущности общества
II. Анализ: структура человеческого труда Содержание III. Синтез (разделение труда)
 
   

Труд и его цель.

Труд осуществляется в определенной форме, определенным способом. Этот способ есть способ труда. Человек должен так привести в движение свои органы тела, использовать такие средства (например, столярные инструменты) и такой предмет труда (например, кусок дерева), чтобы получить требуемый, заранее известный результат (например, табурет). «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой, он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действия и которой он должен подчинять свою волю» (К. Маркс, Капитал).

Цель труда выступает как предвосхищение результата труда. Но поскольку мы говорим о труде, как о взаимодействии его компонентов, то цель не только предшествует процессу труда и не только как закон определяет способ и характер труда, но она сама зависит от процесса труда, от остальных его компонентов. Более того, с диалектико-материалистической позиции именно процесс труда в конечном счете играет определяющую роль по отношению к цели, а не цель, не идеальное образование по отношению к процессу труда.

Цель, будучи предвосхищением результата данного процесса труда, и определяя как закон его способ и характер, сама возникает и формируется именно в процессе формирования ранее совершавшихся процессов труда и может быть поставлена именно в (осознаваемой или неосознаваемой) связи с ними.

Цель есть, прежде всего, предвосхищение, представление предмета, который может удовлетворить биологическую потребность, до того, как эта потребность удовлетворена или начала удовлетворяться.

Цель не существует вне связи с потребностью. Без потребности не может быть цели. Но потребность еще не есть цель. Цель необходимо предполагает соотнесение потребности с результатом труда, но не только с ним, а также с предметом, средством и способом труда. Цели как действительной цели нет вне этого единства.

Например, постоянная потребность человека в пище уже в каменном веке удовлетворялась поеданием лепёшек, приготовленных на огне из пшеничной муки самого грубого помола. Здесь целью труда и было стремление изготовить эти самые лепёшки, которые в итоге и становились результатом труда.

Средства труда – то, при помощи чего человек воздействует на что-то другое определенным способом для достижения цели, создания предмета, способного удовлетворить потребности. Средство труда вне этого единства представляет собой просто предмет природы (а если он воздействует на другой предмет, то такое воздействие есть природное воздействие одного природного предмета на другой природный предмет).

Например, средствами (орудиями) труда, созданными человеком еще в первобытно-общинную эпоху были: каменная мотыга, деревянная соха, каменная зернотёрка, каменный топор и  копьё с каменным наконечником и костёр (очаг, печь), на котором готовилась пища, и у которого грелись люди.

Предмет труда – то, на что происходит воздействие при  помощи средства труда определенным способом для достижения результата труда, создания предмета, способного удовлетворить потребности. Вне этого единства предмет труда оказывается просто предметом природы.

Например, уже при первобытно-общинном строе  предметами труда были: земля, семена злаков.

Способ труда – то, как, происходит воздействие при помощи средств труда на предмет труда для достижения результата, осуществления цели, создания предмета, способного удовлетворить потребность.

Результат труда как именно результат – то, что создается трудом при помощи воздействия средств труда на предмет труда для осуществления цели, образования предмета, способного удовлетворить потребность.

 

Труд, цель и человеческие потребности.

Что касается потребности и труда, то потребность без труда существует, а вот труд без потребности существовать не может, ибо, в конечном счёте, труд существует для создания предметов, способных удовлетворить потребности. Цель, средства труда, предмет труда, способ труда, результат труда друг без друга не существуют именно как таковые. Но они не только не существуют друг без друга, но и порождают друг друга. Изменение какого-либо из этих моментов приводит, в конечном счёте, к соответствующему изменению других моментов – изменению, преломленному, разумеется, через их специфику.

Труд невозможен без потребности, но потребность есть нечто внешнее по отношению к внутренним моментам труда. Потребность, лишь превращаясь в цель, становится внутренним моментом труда. Потребность предшествует труду. Труд вызывается к жизни прежде всего жизненно необходимыми потребностями. Результаты труда должны быть прежде всего предметами, способными удовлетворить именно такие потребности. Цикл, в начале которого стоят жизненно необходимые потребности человека, реализуется трудом и завершается потреблением продуктов.

 

 

Для полного возобновления этого цикла в том же самом виде необходимо, чтобы удовлетворение жизненно необходимой потребности при помощи продукта труда было вместе с тем возобновлением в том же самом виде и потребности, и средства, и предмета, и способа труда.

Но сам этот цикл своим собственным совершением возобновляет лишь жизненно необходимую потребность (потребление живым существом предмета, удовлетворяющего его необходимую жизненную потребность, есть поддержание жизни и, следовательно, возобновление этой потребности).

Остальные же моменты цикла самим совершением этого цикла не воспроизводятся. Между тем самовозобновление жизненно необходимых потребностей, необходимость поддержания жизни индивида и рода, требует возобновления, повторения процесса труда.

Поясним сказанное на примере. Утоление голода съеденной лепёшкой позволяет человеку жить дальше. Но со временем у этого живого человека возникает необходимость повторного приёма пищи. То есть, утолив голод, человек через время опять ощущает нужду в пище, то есть воспроизводит  ту же потребность. Но сам по себе процесс поедания лепёшки никак не создаёт новой лепёшки, зато через время требует изготовления новой лепёшки.

Именно при переходе к рассмотрению возобновления, повторения процесса труда он (труд) выступает как целый цикл по отношению к другому циклу – циклу удовлетворения жизненно необходимых человеческих потребностей при помощи продуктов этого труда.

Что же диктует необходимость повторения, возобновления процесса труда? - Жизненно необходимая потребность. Из всех моментов рассмотренного цикла именно жизненно необходимая потребность возобновляется вместе с возобновлением жизни, возобновляется самим процессом потребления. Необходимость удовлетворения тех же самых самовозобновляющихся жизненно необходимых потребностей и вызывает повторяемость, возобновление процесса труда.

Простое дальнейшее повторение этого одного и того же процесса труда, дающего один и тот же вид продукта в одном и том же количестве, ведет к совершенствованию этого процесса труда.

Человеческие потребности и развитие труда.

Как, в каких направлениях шло, и будет дальше идти совершенствование процесса труда?

Один и тот же природный материал, используемый для средств и предметов труда, никогда не может быть совершенно однороден, его свойства колеблются в тех или иных границах. Поэтому уже необходимость в постоянном повторении одного и того же процесса труда ведёт к поиску возможно более однородного природного материала для средств и предметов труда. Поскольку средства труда служат для обработки не одного, а многих предметов труда, постольку их форма, материал более устойчивы, чем форма, материал предметов труда.

Следовательно, во-первых, происходит выделение устойчивых свойств природного материала данного рода для средств труда и устойчивых свойств материалов данного рода для предметов труда. Во-вторых, прежде всего средства труда приобретают устойчивую, универсальную форму, всё более превращаясь в искусственно созданные средства труда. Это приводит к тому, что это искусственно созданное средство для повторяющегося труда получает устойчиво повторяющуюся форму (именно поэтому, например, все топоры выглядят одинаково).

Приобретение средством труда универсальной формы для обработки данного рода предметов труда, а значит, изменение не только по функции, но и по форме, есть зрелость данного процесса труда. Например, плотницкий труд обрёл свою зрелость, когда стальной топор получил свою нынешнюю форму.

Полностью зрелость данного процесса труда завершается тогда, когда,

во-первых, применение средства труда, универсального для данного повторяющегося процесса труда, приводит к окончательному закреплению умений, навыков использования универсального средства труда для создания строго устойчивого, повторяющегося продукта труда из изменчивых предметов труда данного рода;

во-вторых, когда знания об универсальном, общем для данного процесса труда фиксируются в устойчивой форме (например, в виде описания технологического процесса);

в-третьих, тогда, когда предмет труда данного рода предварительно обрабатывается для придания ему однородности, устойчивости, меньшей изменчивости в качестве предмета труда (например, когда земля, перед тем как посеять в неё семена злаков, предварительно разрыхляется с применением для этого мотыги или сохи).

Таким образом, повторение, возобновление, одного и того же процесса труда ведет к его созреванию, вызываемому самим его возобновлением. В свою очередь, возобновление процесса труда вызывается необходимостью удовлетворять самовозобновляющиеся жизненно необходимые потребности.

 
II. Анализ: структура человеческого труда Содержание III. Синтез (разделение труда)
Главная Университет Научный коммунизм Переход от простейшего отношения к сущности общества
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум