В процессе диалектического познания общества мы перешли от простейшего отношения человеческого общества к диалектическому познанию труда.
- Цель.
Как мы говорили на прошлых лекциях, цель нашего исследования труда – дальнейшее продвижение в диалектическом познании общества. Однако – как мы увидели в предыдущем разделе – изучение диалектики труда уже само по себе может приблизить достижение главной цели коммунистов – построения коммунистического общества.
- Созерцание.
Этот этап исследования труда прошёл для нас как будто незаметно. На самом деле этот этап мы всё же проходили на прошлой лекции, когда задавались вопросом, чем человек отличается от остальной природы.
Как мы уже отмечали в предыдущем разделе, многие из совсем недавних и нынешних «верных ленинцев» так и не вышли в своём понимании труда (и труда революционера в особенности) за рамки самого поверхностного созерцания.
- Анализ.
На этом этапе мы выявили простейшие отношения труда как объекта анализа. Эти простейшие отношения (компоненты) есть:
- Человек, как субъект труда.
- Предметы труда.
- Средства труда.
- Результат (продукт) труда.
- Синтез.
На этом этапе мы начали (но так пока и не завершили) восхождение от абстрактного (а именно, от простейших отношений труда и простейшего отношения общества) к объективным законам развития труда.
- Практика.
Кто-то может сказать, что переход к этапу практики невозможен, пока мы не завершили этапа синтеза.
Но в том то и дело, что мы уже перешли к практике, не дожидаясь окончательного понимания законов развития труда.
Во-первых, мы приблизились к истине в своём понимании общества. А познание этой истины и было целью изучения труда.
Во-вторых, мы поняли, что необходимо радикально изменить взгляды многих коммунистов на труд революционера, на его зрелость. Мы также поняли, в каком направлении должен действовать всякий революционер на деле (а не словах).
В этой лекции мы перешли к этапу синтеза в нашем диалектическом познании общества. А именно, начали своё восхождение от абстрактного (простейшего отношения общества) к конкретному.
Это восхождение – как уже говорилось – мы начали с познания внутренних взаимосвязей труда и потребления.