Учение о диктатуре пролетариата – ядро, суть научного коммунизма.
«…Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:
- что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства,
- что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата,
- что диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов…»
(К. Маркс. Письмо Иосифу Вейдемейеру. Лондон, 5 марта 1852 г.)
Внимательный читатель уже заметил, что тема диктатуры пролетариата в том или ином аспекте затрагивается в каждой нашей лекции. Сегодня мы начнём разговор о решающей роли диктатуры пролетариата в развитии общественного разделения труда – решающей – для перехода от капитализма к коммунизму.
Как мы уже отмечали, разные виды труда в разной степени представляют совокупный общественный труд, соответственно их роль как производственных отношений и в производственных отношениях различна.
Такие виды зрелого труда, как производство человека труда, производство средств труда, производство предметов труда, различаются тем, что производство людей труда и производство средств труда в совокупном труде играют более важную роль, чем производство предметов труда. Но, тем не менее, это есть по преимуществу частные виды труда наряду с таким частным видом труда, как производство предметов труда.
Иное дело, разделение труда на умственный и физический. С точки зрения общественного производства такое разделение есть разделение:
- на труд по постановке целей, касающихся всего сообщества, на труд по организации труда сообщества как целого,
- и на труд по реализации целей.
Первый вид (виды) труда относится именно к целостности совокупного, общественного труда, второй его вид (виды) – к частям совокупного труда. Поэтому такое разделение оказывается решающим для различия внутри производственных отношений, для различия в распределении, для образования групп, классов.
При эксплуататорских формациях люди умственного труда непосредственно обслуживали класс эксплуататоров, либо непосредственно входили в этот класс.
При диктатуре пролетариата люди умственного труда уже непосредственно служат целям диктатуры пролетариата. Поэтому при наличии разделения труда на умственный и физический на поверхности оказывается следующее противоречие:
непосредственно решающую роль в социалистических производственных отношениях играют люди, нанятые, назначенные пролетариатом, а сами пролетарские массы – подчиненную.
Это кажущееся внутренним противоречие породило массу спекуляций, как антикоммунистов, так и вульгарных марксистов (левых и правых).
Но это внешнее противоречие давно уже нашло своё разрешение: пролетариату нужна своя революционная партия. Партия, политическое ядро которой состоит из сознательных марксистов.
Такое уничтожение – одна из необходимых целей диктатуры пролетариата на пути построения коммунизма.
Но этой цели нельзя достичь сразу. Более того, достижение этой цели – задача куда более трудная, чем задача уничтожения классов. Чтобы достичь этой цели в процессе построения коммунистического общества необходимо пройти следующие этапы:
- Установление равенства всех членов общества как работников.
- Культурная революция, то есть ликвидация безграмотности через организацию всеобщего научно-политехнического образования.
- Организация широчайшей коммунистической учёбы на базе всеобщего образования.
- Получение всеми членами общества уровня образования, соответствующего уровню советского университетского образования как гуманитарного, так и естественнонаучного.
- Усвоение всеми членами общества марксистской диалектики.
Последние два этапа кому-то покажутся маниловщиной, но мы ответим всем скептикам, что возможности человека неисчерпаемы. Кто мог в конце XIX века предсказать невиданный взлёт образования, науки и культуры в почти поголовно неграмотной России уже через 30 лет? – Только Энгельс и Ленин.