Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
   Главная Университет Научный коммунизм Сущность общества. Общественный способ производства
IV. Две диалектические спирали Содержание VI. Что дальше?
Обсудить на форуме
 
 
V. Общественное разделение труда и диктатура пролетариата.
 

Учение о диктатуре пролетариата – ядро, суть научного коммунизма.

«…Что касается меня, то мне не принадлежит ни та заслуга, что я открыл существование классов в современном обществе, ни та, что я открыл их борьбу между собою. Буржуазные историки задолго до меня изложили историческое развитие этой борьбы классов, а буржуазные экономисты – экономическую анатомию классов. То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего:

  1. что существование классов связано лишь с определёнными историческими фазами развития производства,
  2. что классовая борьба необходимо ведёт к диктатуре пролетариата,
  3. что диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов…»
(К. Маркс. Письмо Иосифу Вейдемейеру. Лондон, 5 марта 1852 г.)

Внимательный читатель уже заметил, что тема диктатуры пролетариата в том или ином аспекте затрагивается в каждой нашей лекции. Сегодня мы начнём разговор о решающей роли диктатуры пролетариата в развитии общественного разделения труда – решающей – для перехода от капитализма к коммунизму.

Как мы уже отмечали, разные виды труда в разной степени представляют совокупный общественный труд, соответственно их роль как производственных отношений и в производственных отношениях различна.

Такие виды зрелого труда, как производство человека труда, производство средств труда, производство предметов труда, различаются тем, что производство людей труда и производство средств труда в совокупном труде играют более важную роль, чем производство предметов труда. Но, тем не менее, это есть по преимуществу частные виды труда наряду с таким частным видом труда, как производство предметов труда.

Иное дело, разделение труда на умственный и физический. С точки зрения общественного производства такое разделение есть разделение:

  • на труд по постановке целей, касающихся всего сообщества, на труд по организации труда сообщества как целого,
  • и на труд по реализации целей.

Первый вид (виды) труда относится именно к целостности совокупного, общественного труда, второй его вид (виды) – к частям совокупного труда. Поэтому такое разделение оказывается решающим для различия внутри производственных отношений, для различия в распределении, для образования групп, классов.

Партия коммунистов

При эксплуататорских формациях люди умственного труда непосредственно обслуживали класс эксплуататоров, либо непосредственно входили в этот класс.

При диктатуре пролетариата люди умственного труда уже непосредственно служат целям диктатуры пролетариата. Поэтому при наличии разделения труда на умственный и физический на поверхности оказывается следующее противоречие:

непосредственно решающую роль в социалистических производственных отношениях играют люди, нанятые, назначенные пролетариатом, а сами  пролетарские массы – подчиненную.

Это кажущееся внутренним противоречие породило массу спекуляций, как антикоммунистов, так и вульгарных марксистов (левых и правых).

Но это внешнее противоречие давно уже нашло своё разрешение: пролетариату нужна своя революционная партия. Партия, политическое ядро которой состоит из сознательных марксистов.

Уничтожение разделения труда на умственный и физический.

Такое уничтожение – одна из необходимых целей диктатуры пролетариата на пути построения коммунизма.

Но этой цели нельзя достичь сразу. Более того, достижение этой цели – задача куда более трудная, чем задача уничтожения классов. Чтобы достичь этой цели в процессе построения коммунистического общества необходимо пройти следующие этапы:

  1. Установление равенства всех членов общества как работников.
  2. Культурная революция, то есть ликвидация безграмотности через организацию всеобщего научно-политехнического образования.
  3. Организация широчайшей коммунистической учёбы на базе всеобщего образования.
  4. Получение всеми членами общества  уровня образования, соответствующего уровню советского университетского образования как гуманитарного, так и естественнонаучного.
  5. Усвоение всеми членами общества марксистской диалектики.

Последние два этапа кому-то покажутся маниловщиной, но мы ответим всем скептикам, что возможности человека неисчерпаемы. Кто мог в конце XIX века предсказать невиданный взлёт образования, науки и культуры в почти поголовно неграмотной России уже через 30 лет? – Только Энгельс и Ленин.

 
IV. Две диалектические спирали Содержание VI. Что дальше?
   Главная Университет Научный коммунизм Сущность общества. Общественный способ производства
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум