Как было уже сказано, общественный способ производства представляет собой сущность общества. Именно общественный характер производства и есть диалектика производительных сил и производственных отношений как противоречие, или, иначе говоря, собственно общественный характер производства и есть собственно противоречие, развитое противоречие производительных сил и производственных отношений. В нём производительные силы есть производственные отношения, а производственные отношения есть производительные силы: каждая из противоположностей есть своё иное в отрицании своего иного.
Чтобы понять, как это противоречие разрешается, необходимо перейти к историческому способу рассмотрения общества и общественного способа производства, что и будет сделано на следующих лекциях нашего курса. Но прежде чем перейти к историческому аспекту изучения общества, мы завершим наше логическое рассмотрение переходом от общественного способа производства к сущности общества в уже широком смысле слова, то есть к явлению и действительности общества.
В широком смысле сущностью человеческого общества является вся совокупность, весь ансамбль общественных отношений. В узком смысле сущность общества – единство производительных сил и производственных отношений, то есть общественный способ производства. Но эта сущность в узком смысле проявляется только через весь спектр общественных отношений, через активную, сознательную деятельность людей, то есть через то, что мы называем общественным сознанием. Этой теме и будет посвящена наша следующая лекция.