Обновления и Анонсы   Пролетарии всех стран, соединяйтесь! 
 
 
 
 
 
ГЛАВНАЯ   УНИВЕРСИТЕТ   НАША ПОЗИЦИЯ   НАШИ ЛИСТОВКИ   ТРУДОВАЯ РОССИЯ   ФОРУМ  
  Главная Университет Научный коммунизм Завершение формирования человеческого общества. Капитализм. (Часть I)
   Содержание II. Развитие капиталистической формации
 
 
I. Последняя стадия предыстории человечества.
 

К. Маркс в работе «К критике политической экономии» квалифицировал капитализм как последнюю общественно-экономическую формацию в предыстории человечества. В «Капитале» и примыкающих к нему трудах К. Маркс дал фундаментальное отображение (преимущественно логическим способом) процесса развития капитализма, его закономерностей. В. И. Ленин, продолжая и развивая исследования К. Маркса, замечательно раскрыл закономерности развития капитализма на стадии его загнивания и умирания, в эпоху социалистических революций.

Эпоха революционной борьбы с капитализмом, революционного перехода от капитализма к социализму требовала и требует прежде всего и главным образом обоснования неизбежности гибели капитализма. На первом плане стоит, следовательно, рассмотрение именно капитализма как преходящего исторического образования.

С такой точки зрения все остальные стадии истории человечества выступают одинаково, как формации. Капитализм – формация, и все остальные стадии истории человечества с точки зрения исследования капитализма также выступают именно в качестве формаций. При таком подходе общая структура общества, в том числе диалектика производительных сил и производственных отношений, изменяется только как нечто особенное, но не замечается, что изменение особенного есть и изменение общего, что само общее изменяется, развивается, что каждая формация есть не просто формация, а стадия развития общества.

В будущую эпоху, когда на первый план выдвинется не отрицание капитализма, как в современную эпоху, а построение коммунизма, в теоретическом аспекте главным станет исследование истории человечества главным образом не с точки зрения преходящего характера капитализма, а с точки зрения утверждения коммунизма. С точки же зрения утверждения коммунизма, то есть не просто новой общественно-экономической формации, а нового типа исторического развития, капитализм оказывается лишь одной из стадий, принадлежащей к более широкому процессу развития.

В таком случае задача построения коммунизма предстает значительно более широкой и глубокой; построение коммунизма предполагает в практическом плане коренное преобразование не только тех общественных отношений, которые сложились при капитализме, но и всего того, что наследуется от всей прежней истории человечества. А в теоретическом плане встает необходимость критического переосмысления всей протекшей истории человечества.

Разумеется, построение коммунизма всегда было и остаётся конечной целью марксистов. И всё же в современную эпоху непосредственно главной задачей является упразднение капитализма. Её колоссальная сложность и трудность решения часто заслоняют собой более далёкую перспективу и важность труда по разработке проблем, связанных с её дальнейшим уяснением. Как говорят в таких случаях, «текучка заедает». Это выражение применимо не только к повседневным заботам, но и к главной задаче современной эпохи, если за ней мы перестаём видеть более далёкую и более глубокую задачу – построение коммунизма в мировом масштабе.

Другой крайностью является такое воззрение, когда отрицание капитализма представляется непосредственно тождественным с построением коммунистического общества. При этом забывают, что построение коммунизма есть, в частности, преобразование не только капитализма, но всего унаследованного от прошлого исторического развития. Разумеется, преобразование в диалектическом смысле, то есть с сохранением ценного старого, но в преобразованном виде.

Капитализм – стадия завершения формирования человеческого общества. В каком смысле? Кратко предваряя дальнейшее изложение, скажем пока, что при капитализме впервые в истории человечества завершается в основном преобразование естественно возникших связей, впервые во всемирно-историческом масштабе устанавливается господство исторически возникших отношений. Однако полного преобразования естественно возникших связей ещё не происходит.

Капиталистический способ производства.

Данный раздел нашей лекции содержит довольно краткий конспект значительной части нашего курса «Основы марксистской политэкономии», который в настоящий момент ещё не опубликован. Поэтому у многих наших слушателей могут возникнуть вопросы, касающиеся некоторых утверждений, доказательства которых  даны здесь кратко или опущены. На все ваши вопросы  мы обязательно ответим на семинарских занятиях по данной лекции, которые ведутся на нашем форуме.

Если при феодализме определяющим видом производства является земледелие, то при капитализме – промышленность. Подобно тому как земледелие может стать безраздельно господствующим, лишь став крупным землевладением и в таком значении крупным земледелием, так и промышленность может стать безраздельно господствующей как крупная промышленность и крупная промышленная частная собственность.

Когда промышленность становится определяющим видом общественного производства, тогда частная собственность получает адекватную себе основу и достигает зрелой формы развития. (Напомним, что адекватным мы в нашем курсе называем такое уже созревшее отношение в обществе, в котором внутреннее противоречие  сторон ещё не ведёт прямо к разрушению самого этого отношения.)

Промышленность есть вид производства, заключающийся во вторичной, третичной и т. д. обработке продуктов добычи (в том числе полезных ископаемых), земледелия, скотоводства при помощи произведённых средств труда. В таком широком значении слова промышленность включает в себя ремесло как неразвитую стадию промышленности. Но развитая форма промышленности, то есть собственно промышленность, есть вторичная, третичная и т. д. обработка продуктов добычи, земледелия, скотоводства в крупных размерах при помощи произведённых, созданных трудом уже не ручных средств труда.

Следовательно, решающей, определяющей отраслью промышленности является производство средств производства. Теперь частная собственность, наконец, получает свою адекватную основу – промышленность, то есть производство при помощи произведённых средств производства.

Поэтому и в области производственных отношений решающим становятся отношения по поводу средств производства, частная собственность на средства производства. Поэтому класс собственников средств производства является при капитализме господствующим классом. Но если средства производства принадлежат одному классу, то остальные лишены средств производства, являются не-собственниками средств производства.

При этом если произведённые средства производства играют решающую роль в производстве, то исторически возникшие отношения играют решающую роль по сравнению с естественно возникшими связями.

Следовательно, учитывая лишь роль произведённых средств производства и именно на их основе существующие исторически возникшие связи, надо сказать, что взятые в чистом виде капиталистические отношения означают отсутствие естественной связи собственников и не-собственников средств производства друг с другом, а тем самым отсутствие телесной принадлежности не-собственников средств производства собственникам. Этому соответствует юридическая свобода не-собственников средств производства (имеются в виду развитые отношения в чистом виде). Таким образом, при этих условиях единственно возможной связью собственников средств производства и не-собственников средств производства остается труд не-собственников средств производства при помощи средств производства, принадлежащих не им.

Поскольку решающую роль играют средства производства, а значит, в конечном счёте их собственники, то одна часть труда присваивается собственником средств производства, а другая идёт на поддержание существования не-собственника средств производства.

Причём, так как не-собственник не связан естественно возникшей связью с собственником средств производства, то он «отдает себя» не раз и навсегда, а только на тот или иной более или менее короткий промежуток времени. И эта отдача всё вновь и вновь возобновляется, то есть не-собственник «отдает» лишь на время свою способность к труду. Сам действительный труд ему не принадлежит и не может принадлежать, если у него нет своих средств производства, к которым бы он мог применить свою способность к труду.

Диалектика частной собственности.

До сих пор, говоря об адекватной основе частной собственности, мы противопоставляли частную собственность как исторически возникшие отношения естественно возникшим отношениям, и тогда для характеристики адекватной основы частной собственности и адекватной основы естественно возникших связей достаточно было провести различие между произведёнными, созданными трудом и естественно возникшими средствами производства.

Но теперь, когда мы подошли к рассмотрению развитой, зрелой частной собственности, естественно поставить вопрос о том, тождественны ли друг другу частнособственнические отношения и всякие исторически возникшие отношения или частнособственнические отношения – лишь одна из форм исторически возникших отношений?

До сих пор частнособственнические отношения нами рассматривались как непосредственно тождественные с исторически возникшими отношениями вообще. Различие между частнособственническими отношениями как видом исторически возникших отношений и исторически возникшими отношениями вообще выступает и становится существенно важным лишь тогда, когда созревает капитализм и условия для его упразднения. То есть тогда, когда наиболее развитая всемирно-историческая форма частной собственности достигает зрелости и вместе с тем созревают условия для упразднения частной собственности как таковой.

Отсюда следует, что научные воззрения на исторически преходящий характер частной собственности как таковой могли образоваться лишь в условиях зрелого капитализма и притом с позиций той общественной силы, которая заинтересована в коренном преобразовании, в упразднении капитализма, то есть с позиций рабочего класса.

Адекватной основой частной собственности, как особого вида исторически возникших отношений служит решающая роль в производстве не просто произведённых, созданных трудом средств производства, но созданных ручным трудом ручных средств труда, а значит, становящаяся, образующаяся решающая роль ремесла в производстве. А такая роль ремесла в производстве возможна лишь тогда, когда ремесло превращается в массовое занятие, когда ремесло становится крупным, то есть тогда, когда осуществляется переход от ремесла к собственно промышленности.

В ремесле в отличие от собственно промышленности главное значение имеют ручной, индивидуальный труд, качества индивида (его работоспособность, сила, ловкость и т. д.), а также его умения, навыки, зависящие от природных задатков.

Между тем как в машинной промышленности количество и качество производимой продукции в большей степени зависят от машин, чем от непосредственного труда производителя.

Поскольку адекватной основой частной собственности служат произведённые, созданные трудом средства производства, постольку частная собственность есть исторически возникшее отношение. Но адекватной основой частной собственности как особого вида исторически возникших отношений являются созданные ручным трудом ручные средства производства.

Частная собственность есть исторически возникшее отношение, внутри которого и в рамках которого как подчинённый момент присутствует ещё не до конца преобразованная естественно возникшая связь:производство ручных средств труда и, шире, средств производства.

Поэтому частная собственность остаётся в значительной степени зависимой от природных данных производителя, от биологического вида человека.

Таким образом, любая, в том числе и самая развитая, всемирно-историческая форма частной собственности необходимо предполагает в той или иной степени, так или иначе естественно возникшие связи; частная собственность как таковая есть формирующиеся специфически человеческие, исторически возникшие отношения.

В самой развитой исторической форме частной собственности, капиталистической, естественно возникшие отношения как подчинённый момент вошли внутрь её, в самый состав её плоти и крови, и всё же они остаются непреобразованными до конца.

Возьмём отношение капиталистов (собственников средств производства) и рабочих (свободных не-собственников средств производства). Имеется ли тут в подчинённом, но тем не менее до конца непреобразованном виде естественно возникшая связь?

С одной стороны, связь капиталиста и рабочего есть, несомненно, исторически возникшая связь. Более того, это такая связь, когда все основные компоненты процесса производства являются продуктом труда. В отличие от феодализма, где основное средство производства (земля) – по преимуществу естественно возникшее средство производства, при капитализме основные средства производства – продукты прошлого труда. А рабочая сила, поскольку она зависит от повторения процесса производства, также представляет собой продукт прошлого производства, прошлого труда.

Однако, с другой стороны, имеет место нечто прямо противоположное. Капитализм есть господство товарно-денежных отношений, такое состояние общества, когда товарно-денежные отношения преобразуют соответственно себе все компоненты процесса производства: товаром становятся и средства производства, и рабочая сила. Систему таких общественных отношений гениально, с поистине железной логикой исследовал К. Маркс. Он же последовательно раскрыл двойственный характер товара и показал, что при капитализме общественные отношения людей проявляются лишь через отношения вещей, через отношения товаров как вещей, способных удовлетворить какие-либо потребности людей. Вещью, способной удовлетворить какую-либо потребность человека, то есть потребительной стоимостью, может быть как вещь, созданная трудом, так и данная природой в готовом виде. В обоих случаях вещь может быть товаром и, значит, общественные отношения могут проявляться и через вещи, данные природой в готовом виде. Хотя решающим для существования товарных отношений служит то, что товар есть продукт труда абстрактного, создающего стоимость, то есть особое общественное отношение, и конкретного, создающего потребительную стоимость. Тем не менее эта общественная связь может проявляться и через отношения вещей, данных природой в готовом виде.

Кроме того, вещь, даже если она создана трудом, производством, остаётся пусть и искусственной, но неживой природой, накопленным прошлым трудом.

Средства производства, представляющие собой накопленный прошлый труд, играют в процессе производства при капитализме определяющую роль. Господствует накопленный прошлый труд над живым трудом. Господствуют собственники средств производства над свободными собственниками рабочей силы, лишёнными средств производства. Средства производства есть накопленный прошлый труд. Прошлый труд, будучи трудом, вместе с тем есть мёртвый труд.

Как мёртвый труд средства производства ничем существенно не отличаются от остальных природных тел. Машина, не используемая в производстве, есть груда металла и изменяется лишь в соответствии с природными закономерностями. В общественное движение средства производства включаются только в соединении с живым трудом.

Таким образом, различие накопленного прошлого труда и живого труда заключено внутри труда, то есть внутри общественного образования. Мёртвый, прошлый труд в отрыве от живого труда перестаёт быть трудом, а превращается лишь в тело природы, подчиненное сугубо природным закономерностям: господство прошлого, мёртвого труда над живым трудом в их соединении друг с другом означает, что природные закономерности, природные связи, проникнув внутрь общественного развития, продолжают господствовать в своем снятом виде над собственно общественными отношениями. Здесь подошла бы такая аллегория: побеждённый, скрыв свое подлинное лицо, занимает руководящее положение в стане победителей, но он вынужден скрываться и вести себя в большей или меньшей мере в соответствии с чуждыми ему нормами, так или иначе воздействуя на них.

Сам живой труд при господстве прошлого, мёртвого труда выступает в освещении последнего: рабочая сила продаётся рабочим как вещь и в таком же качестве покупается собственниками средств производства. Применение рабочей силы, то есть живой труд, для собственника средств производства – если брать его только в этом обличье – есть только придаток средств производства, только вещь. Рабочий интересует капиталиста (именно в качестве капиталиста) лишь как рабочий, но не как человек.

Подлинно полное преобразование общественным развитием естественно  возникших  связей  означает  господство  живого труда над накопленным прошлым трудом.

 
   Содержание II. Развитие капиталистической формации
  Главная Университет Научный коммунизм Завершение формирования человеческого общества. Капитализм. (Часть I)
 © 2006-2012 CommUni.Ru   О сайте Главная   Университет   Наша позиция   Наши листовки   Наша работа   Форум