Обсуждение (семинар) лекции "Человек как личность" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Обсуждение (семинар) лекции "Человек как личность" |
15.10.2006, 19:00
Сообщение
#1
|
|
Активный участник Группа: Главные администраторы Сообщений: 795 Регистрация: 3.9.2006 Пользователь №: 3 |
Ниже мы приводим первый фрагмент лекции "Человек как личность"
Эта лекция курса "Основы Научного коммунизма" завершает первую часть курса, посвящённую логическому рассмотрению Общества как единого органического целого. Приглашаем слушателей Коммунистического Университета принять участие в обсуждении этого фрагмента. Если Вы увидите в нём неясные места, то задайте нам вопросы. Как известно, общественное сознание определяется общественным бытием. Каждый человек включается в жизнь общества, усваивает те или иные стороны этой общественной жизни, "пропускает" их через свою индивидуальность, делает их своими, и тем самым превращается из просто индивида в личность . Однако говорить о зрелой личности можно лишь тогда, когда человек сознательно усваивает социальное, сознательно делает социальное своим внутренним мироощущением, когда его деятельность освещена тем или иным осознанием общества как целого. Уровень зрелости личности наиболее отчётливо проявляется в жизненных программах и целях этой самой личности. Марксисты через различия жизненных программ различают шесть основных типов личности. Личность предпосылочного типа. Личность предпосылочного типа, это как бы предличность, зародышевая, «эмбриональная» личность. Как правило, речь идёт об отрочестве и юности индивидуумов с таким предпосылочным типом личности, когда жизненная программа такой личности ещё не сформировалась, когда человек ещё не вступил непосредственно в производственные отношения с другими членами общества. Жизненные цели только намечаются, но существующие производственные отношения уже влияют на формирование жизненной программы человека, правда, пока ещё опосредовано – через семью, через ближайшее окружение, через созерцание и первые попытки осмысления обще-ства и своего места в нём. Личность первого типа. Центр жизненной программы такой личности – потребление материальных благ, удовле-творение потребностей в поддержании собственного физического существования. Более развитой разновидностью такого типа личности является личность, жизненная про-грамма которой сосредоточивается не только на поддержании своего собственного физического существования посредством потребления материальных благ, но и на обеспечении того же для индивидов, с которыми данный индивид связан отношениями продолжения рода (в капиталисти-ческом обществе это, как правило, - семья индивида). Для личностей такого типа производство, труд – только средство поддержания физиче-ского существования (своего или тех, с кем они связаны отношениями по продолжению рода). Поэтому такая жизненная программа стихийно тяготеет к перерастанию – при благоприятных условиях – в паразитическую жизненную программу, а личность – в паразитическую личность. Если жизненная программа человека концентрируется только на потреблении готового, то это – паразитическая программа. Как мы увидим далее, такая паразитическая личность есть раз-рушение личности. Обе эти крайности вырастают на основе такого развития материальной жизни общества, ко-торая обусловливает отношение к труду, производству только как средству поддержания физиче-ского существования, как к проклятию. Трудится в таких условиях тот, кто не может избежать труда. Привлекательным же, идеальным состоянием видится возможность потреблять без затраты труда. Поэтому существует тенденция появления и существования паразитических личностей. Личность второго типа. Жизненная программа личностей такого типа сосредоточивается на труде не как средстве для поддержания физического существования, но ради удовлетворения потребности получения результата, успеха своего труда. Поддержание физического существования – своего или также тех людей, с которыми данный индивид связан отношениями по продолжению рода, – остается необходимым моментом в жиз-ненной программе, но ему отводится подчиненная роль. По сути дела, потребность в труде ради труда у таких личностей еще неустойчива. Личность третьего типа. Жизненная программа личностей такого типа также сосредоточивается на труде не как сред-стве для поддержания физического существования, а ради наслаждения процессом труда, ради потребности в самом процессе труда. Результат же продолжает быть необходимым, но низводит-ся на роль подчиненного момента труда. Потребность в труде ради труда у таких личностей ста-новится внутренней, устойчивой. Личность четвёртого типа. Главное в жизненной программе такой личности – подчинённость общественным условиям, но как неизбежным. Это такая конформистская (то есть осознанно приспособленческая) лич-ность, которая сознательно подчиняется существующим общественным условиям как неизбежно и необходимо (а, следовательно, вечно) существующим. Заметим, что первый и второй типы личностей – конформистские по своей сути, но в боль-шинстве своём – конформистские бессознательно. Личность пятого типа. Жизненная программа такого типа личностей определяется главным образом осознанием своего места в обществе, осознанием общественных связей, отношений и своего единства с обществом. Такой тип личности возможен постольку и настолько, поскольку и насколько суще-ствует единство материальных интересов индивида и общества, а преобладать он может только при преобладании в обществе единства индивидуальных и общественных материальных интере-сов. Главным у личностей такого типа становится жизнедеятельность ради общественных интере-сов, ради человечества, то есть жизнедеятельность в качестве сознательно-общественного суще-ства. Отличие этих личностей от личностей четвёртого типа – свобода выбора общественных целей. (Свобода есть познание необходимости и преобразование людьми как общественными су-ществами действительности на основе познанной необходимости.) Подчеркнём ещё раз: только личность, осознавшая своё место в обществе, осознавшая общественные связи, отношения и своё единство с обществом, есть свободная личность. Первый тип (как видно из самого определения) неустойчив. Но этот первый тип сегодня и самый массовый. И именно к личностям такого типа должны быть обращены взоры и усилия коммунистов. Да, общественное бытие определяет общественное сознание. Но этот экономический детерменизм есть детерминизм и диалектический. При переходе от капитализма к Коммунизму общественное сознание становится решающим фактором. В этот переломный момент истории только коммунистическое общественное сознание способно через революциионную деятельность изменить общественное бытие. Диалектическую связь общественного бытия и общественного сознания наиболее ясно выразил Карл Маркс: Идеи становятся материальной силой, когда они овладевают массами. Поэтому наша задача: создать ядро большевистской партии из личностей пятого типа, которые привнесут коммунистическое сознание массам, состоящим из личностей первого типа. |
|
|
2 страниц
1 2 >
|
17.11.2006, 1:04
Сообщение
#14
|
|
Активный участник Группа: Модераторы Сообщений: 480 Регистрация: 15.10.2006 Пользователь №: 6 |
Поэтому я здесь.
|
|
|
Гость_Гость_* |
8.1.2007, 8:41
Сообщение
#16
|
Гости |
А по каким признакам? Можно поподробней?
|
|
|
2 страниц
1 2 >
|
Текстовая версия | Сейчас: 15.10.2016, 5:11 |