Как было показано на прошлой лекции, общественный способ производства – сущность общества. Именно общественный характер производства и есть диалектика производительных сил и производственных отношений как противоречие.
Чтобы понять, как это противоречие разрешается, необходимо перейти к историческому способу рассмотрения общества и общественного способа производства, что и будет сделано на следующих лекциях нашего курса. Но прежде чем перейти к историческому аспекту изучения общества, мы завершим наше логическое рассмотрение переходом от общественного способа производства к сущности общества в уже широком смысле слова, то есть к явлению и действительности общества.
В широком смысле сущностью человеческого общества является вся совокупность, весь ансамбль общественных отношений. В узком смысле сущность общества – единство производительных сил и производственных отношений, то есть общественный способ производства. Но эта сущность в узком смысле проявляется только через весь спектр общественных отношений, через активную, сознательную деятельность людей, то есть через то, что мы называем общественным сознанием. Диалектике связи между общественным способом производства и общественным сознанием, то есть связи между общественным бытием и общественным сознанием и будет посвящена наша лекция.
Исторический материализм установил материальность человеческой истории, что наиболее ёмко выражено формулой: «Общественное бытие определяет общественное сознание». Однако сегодня – как показал опыт – большинство образованных людей, причисляющих себя к марксистам, понимают это утверждение недиалектически; более того они понимают его чаще всего грубо механистически, полностью извращая его суть.
Содержание.
- Диалектика общественного бытия и общественного сознания.
Анализ
- Общественное сознание и пролетарская революция
Исторический урок: 1917 год.
- Февраль-апрель 1917 года
- Май-октябрь 1917 года
Свобода выбора.
- Общественное сознание и роль личности в истории
- Что дальше?
- Литература