Ещё раз напомним, что общественный способ производства – сущность общества. Именно общественный характер производства и есть диалектика производительных сил и производственных отношений как противоречие.
Чтобы понять, как это противоречие разрешается, мы перейдём к историческому способу рассмотрения общества и общественного способа производства, что и будет сделано в последующих лекциях нашего курса. Но прежде чем перейти к историческому аспекту изучения общества, мы завершаем наше логическое рассмотрение переходом от общественного способа производства к сущности общества в уже широком смысле слова, то есть к явлению и действительности общества.
Как было сказано на прошлой лекции, в широком смысле сущностью человеческого общества является вся совокупность, весь ансамбль общественных отношений. В узком смысле сущность общества – единство производительных сил и производственных отношений, то есть общественный способ производства. Но эта сущность в узком смысле проявляется только через весь спектр общественных отношений, через активную, сознательную деятельность людей, то есть через то, что мы называем общественным сознанием.
На прошлой лекции мы начали изучать диалектику связи между общественным способом производства и общественным сознанием, то есть связи между общественным бытием и общественным сознанием. Исторический материализм установил материальность человеческой истории, что наиболее ёмко выражено формулой: «Общественное бытие определяет общественное сознание».
Человек, как личность, формируется в исторически сложившихся до него условиях. И это его формирование определяется силами, что стоят за его спиной, и которые он не сознаёт. Эти внешние силы, не зависящие от воли человека, от его формирующегося сознания, и есть те исторически сложившиеся производственные отношения, в которые члены данного общества вовлечены помимо их воли. То есть «логика исторического процесса предшествует субъективное логике людей, которые участвуют в историческом процессе» (Роза Люксембург).
Однако этот принцип экономического детерминизма не есть механически жёсткая обусловленность, а есть диалектическая связь. Как было показано на прошлой лекции, на стадии упадка производственных отношений роль общественного сознания возрастает, а при переходе от капитализма к коммунизму роль общественного сознания становится решающей.
На этой лекции наш анализ диалектической связи общественного бытия и общественного сознания мы продолжим с рассмотрения форм общественного сознания.
Содержание.
- Формы общественного сознания
Действия
- Мораль
- О коммунистической морали
- Политика
- Право
Чувства
- Эстетическое сознание
- Религиозное сознание
Мышление
- Диалектика отношения форм общественного сознания и бытия
- Что дальше?
- Литература